Tanya

Материал из Куклопедии
Tanya'90

Кукла Tanya - fashion doll формата 12 дюймов, аналог куклы Barbie.

Страна: Италия.
Производители: Ceppi-Ratti, Giochi Preziosi, Hasbro.
Даты выпуска: 1971 - по наше время.

Италия представила миру свою «bambola» (с итал. — кукла) в 1971 году. Производителем стала компания Ceppi-Ratti, чья штаб-квартира была расположена в Оледжо-Кастелло, что вблизи Новара. Там же в 1969 году Mattel расположила свое итальянское представительство.

Кукла была выполнена в пляжной стилистике и продавалась в блистере с надписью: «Загорелая, с Гавайских островов, вот она: Таня». У Тани было резиновое тело с гибкими ногами. Между тем, ее молд не являлся уникальным. С этим лицом уже выпускались на тот момент достаточно известные куклы Maddie Mod от американской компании Princess Grace, являляющейся дочерним подразделением известного бренда 1970-х Mego.

Идентифицировать год выпуска кукол весьма сложно: Ceppi-Ratti практически не маркировала их датой, все чаще обходясь лишь названием производителя. Это объяснялось стандартной экономической политикой в Латинской Америке и ряде европейских стран: отсутствие указания года выпуска автоматически продляла срок «годности» релиза. Куклу не могли отправить на распродажу, тем самым ее удешевив и лишив производителя части выручки. Аналогичный ход использовала Mattel в Аргентине в 1980-е годы, продавая там Барби. Предположить год выпуска можно сравнив выпущенную модель куклы Тани с аналогичными вариантами Барби, которых чаще всего Ceppi-Ratti умышленно копировала.

До 1979 года Таню создавали, оглядываясь на Петру от Airfix и Maxi Mod от Shillman. Этому также способствовал тот факт, что производство всех кукол находилось в Гонк-Конге. Именно в этот период появляется масса аналоговых пластиковых (пустотелых) кукол с разными названиями и молдом, который первоначально появился у Петры.

С 1979 по 1983 годы линия кукол Таня переживает массовые изменения. Кукле делают новое лицо, которое становится абсолютно идентично немецкой кукле Karina, выпускающейся в то же время компанией Bush. Также появляется очередной вариант логотипа, выпускается масса аксессуаров и одежды, телу куклы делают шарнирные запястья и сгибающиеся руки. Одновременно с этим лицом, но немного разным типом тел продаются сразу несколько кукол: Karina – в Германии, Tina – в США и Tanya – в Италии. Помимо этого в Италию также импортируется кукла-двойник Dendi Star – от компании DAG, которая, в свою очередь, продает эту же куклу в Германии под брендом Superstar Jeany.

Существует версия, что Ceppi-Ratti, как и другие компании, выпускавшие "двойников" продавал куклу по лицензии компании Bush под маркой Tanya. Аналогичная ситуация была у компании Mattel, выкупившей права на куклу Bild Lilly, намереваясь сделать из нее будущую Barbie. Но официальный представитель компании Busch GmbH & Co KG Андреа Шуманн в официальном письме опровергла версию сотрудничества их фирмы с Ceppi-Ratti, указывая на тот факт, что кукла Карина никогда не поставлялась в Италию и продавалась только на территории Германии. А клеймо их бренда на телах кукол Tanya называет причиной халатности и, фактически, экономического преступления на китайских фабриках, где производились обе куклы.

С 1982 по 1987 год Ceppi-Ratti копирует сразу нескольких производителей: они заимствуют знаменитые белые коробки, украшенные богатым флористическим орнаментом, у компании Creata и молд «baby face» у Петры. В конечном счете, Ceppi-Ratti, Creata и Airfix, договорившись, выпускают «общую» серию «Flower Princess» («Principessa dei Fiori»), каждый в своем регионе. Тем не менее, оформление коробки и дизайн куклы у Airfix более сдержанные. Стоит отметить, что Ceppi-Ratti и Creata делают также совместные релизы, где на коробке изображены логотипы обеих компаний. А в Германию «Tanja» официально представлена как «лучшая подруга Петры».

В 1987 году в погоне за успехом кукол Jem & the Holograms от Hasbro и серией Barbie and the Rockers от Mattel Таня примеряет аналогичный образ. В Италии эта серия кукол считается достаточно концептуальной, но на фоне всех остальных производителей, увы, не выделяется.

С 1987 по 1996 год Таня вновь пережила изменения во внешнем виде, связанные с поглощением компании Ceppi-Ratti в 1993 году Giochi Preziosi, работающим на итальянском рынке с 1978 года по принципу американской сети магазинов Toys 'R Us.

В какой-то момент формы отливки головы Тани попадают гонконгской компании Tong, которая начинает выпуск кукол для ряда стран: в Южной Америке - Gloria, в США – Betty Teen, в Италии – Groovy Susie с уменьшенной пропорцией головы. Первые выпуски кукол Gloria шли с увеличенным размером.

В 1990-е годы американская компания Hasbro, чтобы укрепить свои позиции компании №2 после Mattel, скупает ряд фирм-производителей: Kenner, Creata, Pedigree, Plasty и Giochi Preziosi.

В какой-то момент, Хасбро сделал ставку на Синди и Петру, чтобы создать противовес набирающей обороты популярности Барби. Таню не расценили как самостоятельный продукт, годный для крупного европейского и американского рынка, но тем не менее логотип Hasbro был размешен на коробках с куклами.

Поскольку соблюдение авторских прав становилось все более жестким, Хасбро решает изменить внешность куклы, чтобы избежать юридических претензий со стороны немецкой компании Busch. Появляется новая Таня, которая становится известна даже в России. Лицо становится более осмысленным, но сохраняет свою узнаваемость. Компания создает значительный промоушен в прессе и магазинах игрушек, а также на телевидении, вплоть до конкурса «Мисс Италия».

Пытаясь представить Петру и Синди в ряде стран, где куклы были совсем неизвестны, и, более того, притесняемы обновленной молдом Generation Girl Барби, они объявляются лучшими друзьями Тани, что не очень поспособствовало немецкой кукле, так как она была тезкой любимой собаки итальянки.

Последней попыткой продвинуть кукол на рынке стала замена фактического бренда на коробке: на коробке с Петрой писали «Синди», чтобы стимулировать продажи, Синди выпускали с новым лицом Тани, как было сделано в релизах для Греции. Халатность была таких масштабов, что даже инструкции в коробках не совпадали с именем куклы и страной реализации. Ближе к 2000-м годам Петра и Синди окончательно исчезают с магазинов.

Последние и самые значительные изменения в облике Тани произошли в 2000 году, когда она вновь становится эксклюзивной торговой маркой компании Giochi Preziosi. У нее появляется новое лицо, сделанное с оглядкой на возрастающую моду на манга-стиль, и более изящное тело. Сдержанное, спокойное выражение стало противовесом «слишком улыбающейся» Барби. Предыдущий молд был предоставлен NewBoy FZCO, разрабатывавшим на тот момент исламскую fashion doll Фуллу. Также он встречается у современного издания куклу Wendy.

Giochi Preziosi в пресс-релизе объявляет о сотрудничестве с Tomy и выходе на американский и японский рынок.

Ей удалось продержаться во время кризиса, благодаря совместным релизам с другими известными игрушками, но двух введенных в линию друзей – Викторию и Кристину – сняли в итоге с производства.


Ссылки[править]

Рекламный ролик кукол Tanya компаний Giochi Preziosi/Ceppiratti

Смотрите также[править]