Кукла

Материал из Куклопедии
Девочка с куклой. Василий Суриков.

Кукла — уменьшенная модель человека (иногда животного или вымышленного существа), которая за всю историю своего существования имела разные назначения. В 20-м веке куклы стали более популярными в качестве предметов коллекционирования. Но и их более привычная и древнейшая роль детской игрушки по-прежнему актуальна.

Ранняя история[править]

Кукол люди создавали с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. С развитием цивилизации конструкция кукол усложнялась.

Марионетка Брно[править]

Обрядовая марионетка Брно

Самая древняя кукла, а точнее марионетка, была найдена в 1891 году в городе Брно, Чехословакия. В случайно обнаруженном, при строительстве канализации, захоронении «Брно-2», в могиле мага, или шамана, страдавшего рассеянным периоститом с перелом бедренной кости.<ref>https://www.donsmaps.com/brnoburial.html</ref> Ввозраст, по самым приблизительным подсчетам, около 28-35 тысяч лет (эпоха позднего палеолита). Марионетка представляла из себя 20 см (с ногами, которых не было 42 см) фигурку мужского пола из мамонтовой кости, с подвижно прикрепленными к туловищу конечностями. Предположительно это обрядовая кукла. Из сохранившихся частей был воспроизведен возможный вид куклы. Некоторые исследователи предлагают считать Марионетку Брно началом истории куклы.

Самые древние куклы Египта, Греции и Рима[править]

Наиболее ранние документальные подтверждения о существовании кукол были обнаружены в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима. Деревянные настенные куклы были найдены в Египетских гробах, которые датируются 2000 г. до н.э. Куклы с подвижными конечностями и съемной одеждой датируются, по крайней мере, 200 г. до н.э. А использование кукол в качестве игрушек было зафиксировано в Греции где-то в первом веке н.э., которые были сделаны из глины со сформированными бедрами и плечами. Это были грубые примитивные игрушки.

Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока — Шумере и Аккаде, относятся к бронзовому веку. Это уже игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и округленные в нижней части туловища. Помимо глиняных и деревянных в Египте найдено множество кукол из алебастра и слоновой кости, а также из мягких материалов - льна и шерсти.

В Риме кукол делали из глины, дерева или слоновой кости. Куклы были найдены в могилах римских детей. Как и сегодня, дети, молодые члены Римской цивилизации, одевали своих кукол по последней моде. По распространенной традиции кукол девочкам дарили в день праздника, посвященного Сатурну. Игрушка сопровождала маленькую хозяйку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, игрушку хоронили вместе с ней.

Античные куклы древних греков и римлян были более натуралистичные и разнообразные, сохранилось больше свидетельств о том, как они выглядели. В Древней Греции изготовлением кукол занимались ремесленники-кукольники - коропасты, а средоточием кукольного производства считался город Сардис, столица Лидии. Кукол делали из тканей, воска, глины (терракоты), иногда с подвижными конечностями. Встречались также игрушки из других материалов - например, в Берлинском музее натуральной истории и в самом крупном европейском Музее кукол в итальянском городе Варезе представлены костяные куклы (VIII - IV до н.э.), найденные в Трое и Арголиде.

Первые римские куклы немногим отличались от греческих, но вскоре обрели свое характерное "лицо". В Помпеях были обнаружены многочисленные кукольные лавки с сохранившимся товаром. Изготовлялись преимущественно маленькие дешёвые глиняные куколки, но встречались и более дорогие, выполненные из кости (простой и слоновой), дерева, воска, янтаря, бронзы, меди, даже серебра и золота. Подобно греческим куклам, римские делались и продавались голенькими, без одежды. Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и именитые скульпторы и резчики по дереву.<ref name="worlddoll">[«Куклы мира», гл. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. -М.: Аванта+, 2003.-184с.:ил.]</ref>

Материалы[править]

Материал, из которого изготовлена кукла и ее строение могут многое рассказать о времени и месте ее происхождения.

Самые ранние куклы были сделаны из простых подручных материалов, таких как глина, камень, дерево, или корень, кости, слоновая кость, кожа, воск, кукурузный початок, который девочки нянчили как детей и т.д. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терракоты. Тряпичные куклы традиционно делались из оставшихся в доме обрывков ткани. Находки римских тряпичных кукол датированы 3 веком до н.э.

В Германии глиняные куклы были задокументированы еще в 13 веке, а деревянные куклы делались с 15-го века. Начиная где-то с 15-го века, все более изощренные куклы создавались для воспроизведения Рождественского Вертепа, главным образом в Италии.

Куклы Пандоры с детализированной модной одеждой продавались во Франции в 16 веке, хотя их тела часто были грубо сконструированы.

В средние века кукол изготавливали промышленным способом из дерева. В 17-18 веках мастера научились делать кукол из гипса и воска, позднее из папье-маше и фарфора, а потом и из целлулоида и пластика.

В Германии и Дании деревянные куклы Пег были дешевы и просто сделаны, и были популярной игрушкой для бедных детей в Европе, примерно в 16 веке. Дерево продолжает оставаться доминирующей материалом для кукол в Европе до 19-го века. В 18-м и 19-м веках дерево чаще сочетали с другими материалами, такими, как кожа, воск и фарфор, а куклы становились все четче и детальнее. Неизвестно когда у кукол впервые появились стеклянные глаза, но коричневый был доминирующим цветом для кукольных глаз, вплоть до викторианской эпохи, когда голубые глаза стал более популярными, вдохновленные Королевой Викторией.

В течение 19-го века головы кукол часто изготавливали из фарфора, а тело из кожи, ткани, дерева, или таких композитных материалов, как папье-маше или состава из смеси целлюлозы, древесных опилок, клея и аналогичных материалов.

С появлением полимера и пластиковых материалов в 20-м веке, изготовления кукол в значительной степени сместилось на эти материалы. Низкая стоимость, простота изготовления и прочность пластика подарили новый тип кукол, которые могут производиться массово и по более низкой цене. Самыми ранними материалами были резина и целлулоид. С середины 20-го века мягкий винил стал доминирующим материалом, в частности для производства детских кукол.

В начале 20-го века фарфоровые и пластиковые куклы производятся для рынка взрослых коллекционеров. Синтетические смолы вроде полиуретана напоминают текстурой фарфор и используются для изготовления коллекционных куклы.

Бумажные куклы вырезались из бумаги, с отдельной одеждой, которая обычно надевается на кукол, согнув складывающиеся язычки. Часто они отражают современный стиль, и бумажные куклы балерины 19-го века были среди первых celebrity dolls.

С появлением компьютеров и Интернета появились виртуальные и онлайн-куклы. Они часто похожи на традиционных бумажных кукол и позволяет пользователям проектировать виртуальные образы кукол, перетаскивать на них одежду, или переодевать образы реальных людей. К таким куклам относятся сервисы KiSS, Stardoll и Dollz.

Традиционные куклы разных народов[править]

Африканские[править]

Африканских кукол используют для обучения и развлечения, они являются сверхъестественными посредниками, и ими манипулируют для ритуальных целей. Их форма и костюмы зависят от региона и обычаев. Часто куклы передавались от матери к дочери. Например, наиболее известные из африканских, Акуаба — деревянные ритуальные куклы плодородия племени Ашанти, с большими головами в виде дисков.

Японские[править]

Богатая история у традиционных японских кукол («нингё», с яп. 人形 — образ человека, дословно 人 — «человек» и 形 — «форма»), начиная с кукол Догу (8000-200 до н.э.) и погребальных фигурок Ханива (300-600 гг. н. э.). Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов. Период расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения. На одиннадцатом веке куклы использовались в качестве игрушки, а также для защиты и в религиозных обрядах. Во время Хинамацури, фестиваля кукол, выставляются декоративные куклы Хина-Нингё. Они сделаны из соломы и древесины, окрашенные, и одетые в сложные, многослойные текстильные изделия. Куклы Дарума - сферические куклы-неваляшки с красным туловищем, белым лицом и с глазами без зрачков. Они олицетворяют Бодхидхарму, в японской синкретической мифологии - божество, приносящее счастье. Деревянные куклы Кокэси с большой головой и цилиндрическим телом, не имеющие рук и ног, олицетворяли маленьких девочек.

С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо).

Куклы инков[править]

В мифологии инков Сарамама - богиня зерна. Она ассоциировалась с кукурузой, выросшей с двумя частями, или с другими странностями. Эти странные растения иногда были одеты, как куклы Сарамама.

Куклы инуитов[править]

Куклы инуитов кукол изготовлены из мыльного камня и кости, распространенных у инуитов материалов. Многие одеты в меха животных, или кожу. Их одежда отражает традиционный стиль одежды, необходимый для выживания холодной зимой, при ветрах и снегах. Чайные куклы людей Инну были наполнены чаем и переносились девочками с собой в дальние странствия.

Куклы Индейцев-пуэбло[править]

Куклы Хопи Качина — чучела, сделанные из тополя, которые играют церемониальную роль Качина, в маске духов Хопи, индейцев-пуэбло. Хопи объясняли, что куклы Качина это объект наследства для изучения характеристики каждого Качина и не должны рассматриваться как идолы, или детские игрушки.

Американские индейцы[править]

Куклы из кукурузной шелухи были традиционны у Американских Индейцев, их делали из сухих листьев или шелухи от початка. Традиционно у них нет лиц. Изготавливать кукол из шелухи кукурузы было принято у первых европейских поселенцев США. Первые поселенцы также делали тряпичных куколок и резных деревянных кукол, которые назывались Pennywoods.

Североамериканские[править]

Яблочные куклы это традиционные североамериканские куклы с головой из сушеных яблок.

Латиноамериканские[править]

La última muñeca, или "последняя кукла", изготавливалась к обряду Кинсеаньера, празднования пятнадцатого дня рождения девочки в некоторых частях Латинской Америки. Во время ритуала Кинсеаньера девочка отказывается от куклы из своего детства, чтобы показать, что она больше не нуждается в такой игрушке.

Российские[править]

В быту и культуре древних славян куклы появились как магические существа, деревянные и соломенные фигурки служили для жертвоприношений богам. А куклы обереги из тряпок, ниток, соломы, или кости издревле охраняли взрослых и детей от бед, болезней и дурного глаза. Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в неё злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребёнку.

Старейший игрушечный промысел России зародился в 16 веке в подмосковном Сергиевом Посаде. По приданиям среди самых первых мастеров резных игрушек был основатель святой обители Сергий Радонежский и от первых поделок монахов Троице-Сергиевой лавры пошла на руси традиция производства детских деревянных игрушек. Известны также Бабинская артель, а еще артели в Хотьково где делали мягкую игрушку и кукольные головки выпускала артель Дунаева. В 1014 году было планом строительство фабрики Жураева-Кочишкого в Москве, фабрика появилась лишь 1915 и до 1927 года выпускала кукол с фарфоровыми головами.

Век просвещения принес в Россию секреты изготовления изысканных иностранных кукол из ткани, папье-маше и фарфора, которые с успехом освоили наши мастера кустари. А знаменитая русская матрешка, ставшая символом России, стала популярна только в начале 20-го века, после показа на Парижской выставке.

Обычно между мальчиками и девочками существовали различия в выборе игрушек. Например, в русской царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Царевны играли в куклы. В Советском Союзе также для девочек основной игрушкой всегда была кукла. Мальчики в куклы не играли, это считалось неприличным.

Впоследствии в работе над созданием кукол принимали участие художники и педагоги. Уже в 30-е годы была заложена основа будущего развития куклы. К ней теперь предъявлялись новые требования. И большую роль здесь сыграл не только новый политический курс, но и достижения педагогической науки. Кукла теперь должна была содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения и быть средством всестороннего развития детей.

Во время Великой Отечественной войны многие предприятия по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены. Часть предприятий перестроилась на выпуск продукции для фронта, некоторые перестали существовать. Но уже с 1943 года решениями Совета Министров РСФСР ежегодно выделялись материалы и оборудование для выпуска детских игрушек. В ход шло дешёвое сырьё: отходы бумаги, фанера, кусочки жести, байки, вата. Вот одна из таких кукол 40-х годов – целлулоид, ткань и вата. Из ваты, например, сделаны волосы куклы.

Позже большее развитие получили куклы из пластмасс. Широкое внедрение полиэтилена в производство кукол позволило создавать не только кукол различных размеров для детей разных возрастов, кукольные головки, фигурки людей, кукол-неваляшек, но и выпускать на рынок озвученных кукол с открывающимися и закрывающимися глазами, говорящих «мама», и даже шагающих кукол.

В начале 80-х годов в СССР детские игрушки выпускали около тысячи предприятий. Ежегодно производилось более десяти тысяч наименований игрушек. К началу 90-х годов сохранилось идейно-воспитательное значение куклы-игрушки, которая должна была участвовать в формировании личности ребёнка, но их развитию уже не придавалось такого значения, как раньше, и производство кукол со временем практически прекратилось. Так закончилась целая эпоха кукольного производства в нашей стране. И теперь советских кукол можно увидеть редко.

Первый советский музей игрушки «Государственный музей игрушки наркопроса» появился в Москве в 1918 году, а в последствии переехал в Загорск (Сергиев Пасад), где по сей день хранятся и продолжаются традиции старинных игрушечных промыслов. Здесь же, в подмосковном Загорске был создан первый советский институт игрушки. Но промышленное производство кукол в молодой Советской России фактически начиналось с нуля. В условиях экономической разрухи творцам первых советских игрушек нужно было искоренить из отечественной культуры буржуазные традиции кукольного производства и создать на обломках старого быта индустрию новых игрушек, отражающих идеологию и реалии социалистического общества. Кукол в кружевных платьях с локонами сменили пионеры работницы в красных косынках и буденовцы, советские дети учились играть жестяными танками и оловянными красноармейцами. Игрушечный мир точно копировал быт и историю страны.

Уникальную коллекцию игрушек советской эпохи собрал знаменитый московский коллекционер Сергей Романов. Его романтическое юношеское хобби давно переросло из любительского увлечения в серьезную профессиональную деятельность историка, исследователя и реставратора. Игрушки богатейшего домашнего собрания, накопившего свыше трех с половиной тысяч экспонатов, многократно представлялось на различных выставках, но с 90-годов существуют как постоянная экспозиция в игровом павильоне московского дворца детского творчества на Воробьёвых горах.

Матрешка традиционная русская кукла. Она состоит из набора полых деревянных фигур, которые открываются и вкладываются друг в друга. Первый набор был вырезан в 1890 году. Традиционно, наружный слой является женщиной, одетой в сарафан, длинное и бесформенное, традиционное крестьянское платье. Фигуры внутри могли быть любого пола, а самая маленькая, сокровенная кукла, как правило, представляла ребенка и была сделана из цельного куска дерева. Роспись каждой куклы может быть сложной. Куклы часто имеют тематическую роспись. Кроме обычных традиционных крестьянских девочек, темами могут быть очень разными, от сказочных персонажей до советских лидеров.

Индустриальная эра и современные виды кукол[править]

Производство современных кукол имеет свои корни в Германии 15-го века. С индустриализацией и появлению новых материалов, таких как фарфор и пластик, производство кукол становилось все более массовым. В Соединенных Штатах, создание кукол приобрело промышленные масштабы в 1860-х годах, после Гражданской Войны.

Вплоть до середины 19-го века, европейские куклы преимущественно изображали взрослых. Куклы-дети и более поздние всевозможные куклы не появлялись примерно до 1850 года. Но к концу "века ребенка" детские куклы заполонили рынок. Реалистичные, как живые восковые куклы были популярны в Викторианской Англии.

В 1930-е годы куклы Ширли Темпл продавались миллионами и были одной из самых успешных celebrity dolls. Небольшие целлулоидные Kewpie dolls, на основе иллюстраций Роуз О'Нил, были чрезвычайно популярны в начале 20-го века. Madame Alexander создала первую коллекционную куклу на основе лицензионного персонажа — Скарлетт О'Хара из Унесенных Ветром.

Современные кукольные домики ведут свои корни от макета в европейском доме ребенка 17-го века. Раньше кукольные все домики были ручной работы, но после промышленной революции и Второй мировой войны их производство становилось все более массовым и цена более доступной. Детские кукольные домики в течение 20-го века делали из жести, пластика и дерева. Современные дома для взрослых коллекционеров, как правило, сделаны из дерева.

Самые ранние мягкие игрушки были сделаны в 1880 году. Они отличаются от прежних тряпичные куклы тем, что сделаны из плюша и обычно изображают животных, а не людей. Медведи Тедди впервые появился в 1902-1903.

Черные куклы были разработаны, чтобы походить лицами на темнокожих людей, отличных от шаблонов, для более точного изображения. Тряпичные куклы американских рабов служили игрушками для их детей. Голливог был тряпичной куклой из книжки конца 19 века, который было широко распространен в виде игрушки. Кукла имела очень черную кожу, окрашенные в белый глаза, клоунский рот, курчавые волосы. В начале массового производства черные куклы были, как правило, темными версиями своих белых коллег. Ранние американские черные куклы с реалистичными африканскими чертами лица были сделаны в 1960-х годах.

Fashion dolls предназначены, в первую очередь, для отражения модных тенденций в одежде и, как правило, созданы по образу девочек подросткового возраста или взрослых женщин. Самые ранние fashion dolls были французскими неглазурованными куклами из середины 19-го века. Современные модные куклы, как правило, сделаны из винила. Игрушка Барби от американской компании Mattel доминировала на рынке с ее создания в 1959 году. Bratz была первой куклой, бросившей вызов господству Барби, достигнув сорока процентов рынка в 2006 году.

Пластиковые экшен-фигурки зачастую представлявшие собой супергероев, были особенно популярны среди мальчиков. Фэшн куклы и фигурки, часто являются частью СМИ франшиз, которые могут включать в себя фильмы, ТВ, видео, игры и другие сопутствующие товары. Коллекционные пластиковые куклы Bobblehead с головой, связанной с телом пружиной или крючком таким образом, что голова кивает. Они часто изображали игроков в бейсбол или других спортсменов.

С появлением Интернета, коллекционные куклы настраиваются, продаются и показываются в сети. Зачастую куклы продаются через сайты-аукционы, такие как eBay. Куклы Реборн — виниловые куклы, похожие на настоящих человеческих детей с таким большим реализмом, насколько это возможно. Азиатские шарнирные куклы (BJDs), вылитые из синтетических смол, в стиле, который был описан как смешанный реалистичный и под влиянием аниме. BJDи fashion dolls, такие как Pullip и Blythe, часто кастомизируются и фотографируются. Фотографиями коллекционеры делятся в онлайн-сообществах.

Этимология[править]

В Древнем Риме кукла – игрушка называлась «рuра», что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском оно породило такие производные, как «рира» - «кукла» и « куколка» (в зоологическом смысле), «pupattola»-«кукла», «pupazzo»-«кукла» и «театральная кукла – марионетка», «pupo»-«марионетка сицилийского кукольного театра». В немецком языке «кукла»-«puppe», в румынском – «pepusce», в молдавском – «пэпуша», английское «puppet» означает «театральная кукла», «марионетка», а французское «poupee»- это и «кукла», и «манекен» (болван – форма для одежды и шляп), даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением французскому названию куклы.<ref name="worlddoll" />

Назначение[править]

С древних времен, куклы играли центральную роль в магических и религиозных обрядах, или использовались в качестве изображений божества. Английское слово «doll», предположительно происходит от греческого «eidolon» — идол (а также «духовный двойник живого или мертвого человека»). В некоторых культурах кукол, которые использовались в ритуалах, отдавали детям. Также они использовались в процессе обучения детей и в качестве носителей культурного наследия. В других культурах куклы были признаны слишком наделенными магической силой, чтобы позволить детям играть с ними.

Куклы также традиционно являются игрушками для детей. В качестве игрушки куклы фигурируют как минимум со времен существования Древней Греции. А также коллекционируются взрослыми, неся для них ностальгическую, эстетическую, финансовую ценность, или историческое значение. Старинные куклы, которые были сделаны в качестве детских игрушек, постепенно стали предметом коллекционирования. Неглазурованные куклы XIX века, сделанные французскими мастерами, такими как Bru и Jumeau, сегодня могут стоить почти $22,000.

Куклы традиционно производились и как грубые, примитивные игрушки, и как сложная, хитрая конструкция. Они были частью народного искусства в культурах по всему миру, и в 20-м веке, авторские куклы стали рассматриваться как высокое искусство. Художник Ханс Беллмер создал сюрреалистических кукол со взаимозаменяемыми конечностями в Германии 1930-х и 1940-х годов, в качестве оппозиции нацистской партии обожествления идеального арийского тела. Художник Грир Ланктон из Ист-Виллидж прославился в 1980-х годах, со своей театральной витриной наркозависимых, анорексичных и кукол-мутантов.

В западном обществе, гендерные различия в выборе игрушек было замечено и изучено. Экшен-фигурки, которые имеют традиционные мужские черты, пользуются популярностью у мальчиков, которые чаще выбирают игрушки со ссылками на инструменты, транспорт, гаражи, машины и военную технику. Куклы для девочек, как правило, представляют собой женские черты характера, и имеют такие аксессуары, как одежда, кухонная техника, утварь, мебель и ювелирные изделия.

Магия[править]

Использование чучела для выполнения заклинания, направленного на кого-то, описана в Африканской, Индейской и Европейской культурах. Примерами таких магических устройств являются европейская крошка (Poppet) и nkisi или bocio из западной и центральной Африки. В Европейской народной магии и колдовстве, куколка Poppet используются для представления человека и наложения на него заклинаний. Попытка состоит в том, что все, что происходит с чучелом, будет передано человеку симпатической магией. Практика вставлять шпильки, в так называемых, кукол вуду были связаны с афро-американской народной магией Худу. Куклы вуду не являются особенностью гаитянской религии, но были представлены таковыми в популярной культуре. Поэтому стереотипных кукол вуду продают туристам на Гаити. Скорее всего, концепция куклы вуду, в популярной культуре, находится под влиянием европейской куклы poppet. Кухонная ведьма - крошка poppet, рожденная в Северной Европе. Она напоминает стереотипную ведьму или старуху и помещается на кухне в качестве средства для привлечения удачи и отпугиванная злых духов.

Медицина[править]

Реалистичные или анатомически правильные куклы используются специалистами в области здравоохранения, медицинскими вузами и социальными работниками по обучению врачей и медицинских сестер, в различных медицинских процедурах, или расследовании случаев сексуального насилия над детьми. Художники иногда используют шарнирные деревянные манекены для рисования фигуры человека.

Вымышленные куклы[править]

Куклы часто становятся действующими лицами сказок, или мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» А.Толстого. Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов еще двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балет «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю. Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Персонажи из других произведений:

  • Вильгельмина. Приключения голландской куклы (автор Нора Питт Тейлор, иллюстратор Глэдис Зал).
  • Приключения двух голландских кукол и Голливога (авторы Берта Аптон и Флоренс К. Аптон), часть серии детских рассказов с участием тряпичной куклы по имени Голливог, написанные в 19 веке.
  • Тряпичная Энни из серии детских книг Джонни Груэллом, впервые опубликованной в 1918 году.
  • Одинокая Кукла из детской книги 1957 года от канадского автора Смею Райт. История, рассказанная через текст и фотографии, про куклу по имени Эдит и двух плюшевых медведей.
  • Кукла Билли из серии фильмов «Пила».
  • "История игрушек" серия полнометражных анимационных фильмов, основанных на идее одушевления кукол и других детских игрушек.
  • Си́псик (эст. Sipsik) — ожившая тряпичная кукла, персонаж эстонской детской литературы, придуманный писателем Эно Раудом.
  • Чаки (прозвище — «Душитель с озера») — главный антагонист пенталогии «Детские игрушки».

Примечания[править]

<references/>