Licca-chan

Материал из Куклопедии

Ликка-тян (яп. リカちゃん Рика-тян, англ. Licca-chan), полное имя Ликка Каяма (香山リカ Каяма Рика) — японская популярная игровая кукла. Впервые была выпущена 4 июля 1967 года компанией Takara, и быстро заработала такую же популярность в Японии как Барби в США (несмотря на то, что Барби в Японии в это время уже была в продаже).

История создания[править]

История Licca-chan

В 60-х Takara Corp. занималась производством винила и надеялась использовать свои технические ноу-хау, чтобы создать кукольный домик для таких кукол как Барби от Mattel и Tammy от Ideal Toys. Однако куклы, изготовленные по станадртам западных игрушек, были слишком большими для многих японских комнат, поэтому при планировании новых продуктов для внутреннего рынка, включая складной дом, который лучше всего подходит для игры на татами, Takara решила сделать полностью новую куклу.

У Takara были лицензионные права на создание Барби в Японии, тем не менее, по словам Йошино Хаката (помощника генерального менеджера тематического парка и музея Licca-chan в префектуре Фукусима), американская кукла была не очень привлекательной для отечественных покупателей — «Барби не обращала внимания на их чувства, поэтому мы создали локализованную Барби с особенностями, которые соответствуют японским вкусам. Кроме того, у Барби были слишком навязчивые отношения со своим бойфрендом, Кеном, поэтому Такара выпустила нарядную куклу, с которой японские дети могли чувствовать эмоциональную близость.» Licca-chan была создана, чтобы быть ближе по возрасту к девушкам, которые с ней играли, а ее история сосредоточилась на семье и друзьях, хотя в конечном счете ей позже создали и друзей-мужчин.<ref name="Japan Times">https://www.japantimes.co.jp/life/2017/07/08/lifestyle/living-doll-licca-chans-legacy-lives/#.WyyI7BIzbBJ</ref>

Еще одной разницей в судьбах американской Барби и японской Ликки-тян в том, что Ликее по болшей части удалось избежать нападок феминисток, обвиняющих кукол в создании гендерных стереотипов и «идеальных» пропорций тела.

За 35 лет, с момента выхода и по 2002 год, было продано более 48 миллионов кукол Licca-chan<ref name="web">http://web-japan.org/kidsweb/archives/cool/01-10-12/licca.html</ref>, более 53 миллионов на начало 2007 года и более 60 млн к ее 50-летию в 2017 году <ref>https://web.archive.org/web/20070929125949/http://www.asahi.com/english/Herald-asahi/TKY200704190067.html</ref>. В 1990-х годах Takara боролась с падением продаж Licca-chan из-за конкурирующих товаров на базе манги и аниме для девочек Sailor Moon. А весной 2017 года Licca-chan отметила свое 50-летие<ref>http://licca.takaratomy.co.jp/official/50th/</ref>, не растеряв былой популярности.

Из-за длинной истории у Licca-chan сформировалась армия поклонников из трех поколений. Взрослые поклонники кукол (30, 40, 50 лет) составляют большинство постоянных клиентов в сувенирном магазине Licca Castle в Нихонбаши.<ref name="Japan Times" />

Технические характеристики[править]

По легенде Ликка-тян младше Барби, она выглядит как девочка 11 лет, ниже ростом, с более детским телом и маленькой грудью. Фактическая высота куклы — 22 см. Лицо Licca-chan напоминает персонажа манги, в основном из-за стиля нарисованных глаз с бликами, которые никогда не смотрят прямо, а всегда немного влево. Licca-chan никогда не улыбается и не показывает зубы — это сделано, в том числе, затем, чтобы выражение лица можно было интерпретировать по-разному.<ref name="Japan Times" />

Внешность Ликки-тян менялась 3 раза после первого выпуска (Ликка первого поколения), в 1972 был введён новый молд (Ликка второго поколения), в 1980 были введены новый молд и более полное тело (Ликка третьего поколения), и в 1987 году был создан 4-й молд (Ликка четвёртого поколения) который используется и в наши дни. Был также создан 5-й молд, но он был снят с производства из-за низкой популярности.

Первое поколение кукол (1967–1971 года)[править]

В отличии от Барби у новой куклы Ликки были абрикосовые губы, курносый носик, блики на зрачках и каштановые завитые волосы, как у персонажа из манги той эпохи. Тонкое тело, 21 см в высоту. Ликка-тян была вдохновлена бывшей сёдзё-манга художником, Мияко Маки, которая также является женой Лейдзи Мацумото. Фото Мияко было на обложке буклета, входящего в комплект с первой Licca-chan. Фамилия Kayama позаимствована у ​​музыканта Yuzo Kayama и актрисы Yoshiko Kayama. Позже Takara подробно проработала профиль куклы. Вскоре появились мама и друзья, а также загорелая версия Licca-chan Pichi Pichi Licca.

Под влиянием растущего интереса молодого поколения покупателей к мировой моде, Licca-chan часто отражала тенденции заокеанского стиля, например, одежда в стиле хиппи и мини-юбки, появившиеся после визита британской модели Twiggy в Токио в 1967 году. Увлечение западом в целом заметно влияло как на формирование профиля Licca-chan , так и на разнообразие кукольного ассортимента.

Второе поколение кукол (1972–1981 года)[править]

Второе поколение кукол Licca-chan появилось на рынке с новым молдом (чуть выше нос, длиннее брови). Родились некоторые родные братья и сестры, а также появились домашние животные. К зрачкам каждого глаза добавили по две звездочки, для большего мерцания. В аутфитах отражались стиль улиц Харадзюку и эстетика диско-шика. Ролевой фокус сдвинулся с работы на общественную жизнь и увлечения — ролики, подводное плавание или вождение скутера.

Третье поколение кукол (1982–1986 года)[править]

Третье поколение кукол Licca-chan пришлось на разгар японского финансового пузыря, эпоха потребления и модных брендов. У этого поколения Licca-chan длинные прямые волосы и уменьшенное круглое лицо, тонкие губы с легкой улыбкой и проколотые под серьги уши. Ее девчачья красочная одежда отражала поп-музыку 80-х годов, тиражируя идолов того времени. Она также носила гламурные наряды, украшенные жемчугом и кружевами, а также выпускные платья.

Четвертое поколение кукол с 1987 года[править]

У современной Licca-chan лицо еще круглее и пухлее, глаза слегка опущены вниз, более светлые и яркие волосы, больше причесок и ярких цветов, а высота увеличилась на 1 см (22 сантиметра). Takaratomy заявляет, что в ближайшее время не планирует новую капитальную реконструкцию.

Легенда[править]

Ликка четвертого поколения (веселая и слегка взбалмошная отличница. Ее любимые цвета — белый и розовый. Любимые цветы — красные розы. Она любит печь сладости.

Одним из секретов популярности Ликки можно считать ее подробно проработанный профиль (а также профиль родителей, семьи и друзей), в котором упоминаются её любимые книги «Энн из Зеленых крыш» и «Маленькая принцесса»(два любимых классических произведения японских девушек) и обожаемые комиксы Дораэмон. <ref name="web" />

Имя: Ликка Каяма
День рождения: 3 мая
Возраст: 11 лет
Знак зодиака: Телец
Рост: 142 см
Вес: 34 кг
Учеба: начальная школа Сиракаба Гакуэн
Отец: Пьер, музыкант из Франции
Мать: Ори, модель из Японии

За последние годы хобби и интересы Licca-chan изменились. Вначале ее любимым занятием было пение и игра на пианино, но позже она обнаружила витринный шоппинг, а около 15 лет назад стала увлекаться выпечкой тортов и печенья и начала играть в теннис.

В 2007 году Licca-chan вела блог о путешествиях, когда путешествовала в такие места, как Кения, Китай и Финляндия. На 2018 год от лица куклы ведется Instagram (80 000 подписчиков), Twitter (117 000 фалловеров) и кулинарный блог на местной социальной платформе.

Семья и друзья[править]

Коллаборации и известные выпуски[править]

Street Licca
Hello Baby Licca

Стиль и интересы Licca-chan меняются с течением времени и работают в тандеме как с японской молодежной культурой в целом, так и в сотрудничестве с такими брендами, как Miyake’s Pleats Please, Godiva Chocolatier и талисманом префектуры Кумамото — Кумамон. Licca-chan также регулярно появляется в рекламе и музыкальных клипах. Совсем недавно Licca-chan появилась в рекламе косметики компании Shiseido в Instagram, представляя себе, как она будет выглядеть, как занятая 30-летняя OL (офисная леди).

За последние 50 лет кукла работала на самых разных должностях, часто в рамках связующего звена с такими компаниями, как McDonald's и Baskin-Robbins. «Мы рассматриваем рейтинг популярности рабочих мест, на которых хотят работать девочки, и берем ту, которая соответствует концепции Licca-chan», — говорит Kinoshita из Takaratomy. Сегодня, например, очень популярны пекарни с выпечкой, сладостями и зоомагазины с питомцами.

Rough Trade Records объединились с Takara в конце 90-х годов, чтобы выпустить «Street Licca», ди-джея с Rough Trade с остриженными под боб белокурыми волосами и коллекцией мини-пластинок популярных лейблов. Вместе с ее записями Ursula 1000, Gants и Spearmint в комплекте были пара розовых конверсов, серые «кожаные» брюки, наушники и многослойная худи. «Street Licca» была последней инди-рок куклой.

В 2001 году, к 35-летию Licca-chan, а также на волне интереса к малышам (с рождением Айко, дочери наследного принца Нарухито и наследной принцессы Масако) была выпущена версия взрослой беременной Licca-chan Konnichiwa Akachan (Hello Baby) в комплекте с детскими аксессуарами (слюнявчиком, бутылочкой и погремушкой) и открыткой, которую нужно было отправить в отдел аистов Takara, чтобы через пару недель получить малыша Licca-chan с дополнительными аксессуарами, включая ключ с помощью которого отстёгивался живот. Будущая мама стоила 30 долларов и компания планировала продать около 10 000 кукол за год. <ref>https://web.archive.org/web/20071030060039/http://archives.cnn.com/2001/WORLD/asiapcf/east/12/06/japan.pregnant.doll/index.html</ref> Выпуск остановлен в 2002 году.

С тех пор были представлены и другие версии Licca-chan, в том числе новый «Отпуск Licca», выпущенный чуть раньше 40-летнего юбилея в 2007 году.

Прочее[править]

В Японии была также выпущена видеоигра «Ликка-тян» для Nintendo DS 29 ноября 2007 года. Эта игра была позже выпущена в США 14 октября 2008 года под названием «Прекрасная Лиза». Кукла также породила городские легенды среди японских учеников средней школы. Также Licca-chan появляется в манга-сериале Kiben Gakuha Yotsuya Senpai no Kaidan.

Ссылки[править]

Примечания[править]

<references />