Фарфоровые куклы

Материал из Куклопедии

Фарфоровые куклы — это куклы, частично или полностью сделанные из фарфора. В просторечии термины «фарфоровая кукла» (porcelain doll), кукла из неглазурованного фарфора (bisque doll) и фарфоровая кукла (china doll) иногда используются как синонимы. Но коллекционеры делают различие между изготовленными из глазурованного фарфора «china doll» и неглазурованного фарфора «bisque doll». Применительно к современным куклам термины «porcelain» и «bisque» иногда используются взаимозаменяемо.

Глазурованные фарфоровые куклы (Сhina doll)[править]

Типичная немецкая глазурованная кукла 1860 гг.

Голова типичной антикварной фарфоровой статуэтки состоит из белесового глазурованного фарфора с лепными окрашенными волосами. Глазурь придает кукле характерный глянцевый вид. Голова обычно крепится к цельному телу из ткани или кожи, иногда с руками и ногами из фарфора. Некоторые ранние фарфоровые куклы имели тела из соединенных деревынных колышков. Части фарфоровых кукол также продавали для самостоятельного создания одежды и тела. <ref name="one"/>

Высота фарфоровой куклы куклы с тканевым телом могла быть более 30 дюймов (76 см), или всего 3 дюйма (7,5 см). Некоторые фарфоровые куклы, такие как Замороженная Шарлотта, были сделаны полностью из фарфора, с головой и телом, сделанными как одно целое без сочленений. Размер кукол Frozen Charlotte варьируется от 2,5 см (1 дюйм) в высоту до 46 см (18 дюймов).

Старинные фарфоровые куклы массово производились в Германии приблизительно между 1840 и 1940 годами<ref name="two"/>, пик популярности пришелся на 1840-е и 1890-е годы.

В 1873 году «Харперс базар» назвал глазурованных кукол «старомодными», хотя они продолжали пользоваться популярностью в начале 20-го века.<ref name="one">Coleman, Dorothy S., Elizabeth A., and Evelyn Jk. (1968), "China Head Dolls", The Collector's Encyclopaedia of Dolls Volume One, London: Robert Hale, pp. 118–134</ref>

Редкие и искусно украшенные антикварные фарфоровые куклы могут иметь ценность на рынке коллекционеров. Большинство фарфоровых кукол не имеют маркировки или обозначены только размером. Куклы Alt, Beck и Gottschalck иногда будут иметь размер и номер модели.<ref name="two">Cieslik, Jurgen & Mariane (1985), German Doll Encyclopedia 1800-1939, Cumberland, MD: Hobby House Press, ISBN 0-87588-238-2</ref> Куклы Rorstrand обычно отмечены модельной буквой и номером размера внизу передней части наплечной пластины.<ref name="three">Jacobs & Faurholt, A Book of Dolls & Doll Houses, Charles Tuttle Co. 1967, pgs. 45, 86-87</ref> Продукция KPM, Meissen и Royal Copenhagen будет иметь фирменную маркировку.<ref name="four">Luckey, Pauline (1990), Dolls in Denmark, Loveland, CO: Johnson Printing, pp. 6–7,</ref>

Количество произведенных глазурованных кукольных голов исчисляется миллионами. Одними из самых плодовитых производителей были такие компании как «Kestner», «Conta & Boehme», «Alt», «Beck and Gottschalck» <ref name="one"/> и «Hertwig»<ref name="wiki">https://en.wikipedia.org/wiki/China_doll</ref>. Другие немецкие компании-производители: Kling, Kister, KPM и Meissen.<ref name="wiki"/> Китайские куклы также изготавливали в Чехословакии (Schlaggenwald), Дании (Royal Copenhagen)<ref name="four" />, Франции (Barrois, Jacob Petit), Польше (Tielsch) и Швеции (Rörstrand).<ref name="three"/>. Самые ранние из известных глазурованных кукол были выпущены компанияими Kestner, KPM, Meissen и Royal Copenhagen.

Самые ранние фарфоровые куклы часто изображали взрослых женщин. Примерно с 1850-х годов стали популярны детские фарфоровые куклы. Светловолосые фарфоровые куклы стали более распространенными в конце 1800-х годов. Эти куклы демонстрируют современные прически: колбасные локоны, ленты или повязки на голову.<ref name="one"/>

Репродукции[править]

Начиная с середины 20-го века репродукции фарфоровых кукол разного качества выпускались в Японии и США.

Бисквитные фарфоровые куклы (Bisque doll)[править]

Неглазированные бисквитные фарфоровые куклы стали популярными после 1850 года.

Неглазурованные куклы характерны своей реалистичностью, с кожей как после матовой отделки. У них был свой пик популярности в период между 1860 и 1900гг., у французских и немецких кукол. Антикварные немецкие и французские неглазурованные куклы с 19-го века часто были сделаны как детские игрушки, в то время как современные неглазурованные куклы производится преимущественно для продажи коллекционерам.

Фарфоровые куклы Parian[править]

«Parian dolls» (еще один вид фарфора) также изготавливались в Германии, примерно с 1860 по 1880 г. Они сделаны из белого фарфора, похожими на china doll, но голова не погружаласьсь в глазурь и поверхность оставалась матовой.

Куклы Parian похожи на фарфоровые куклы в том, что их головы сделаны из неокрашенного фарфора, но они неглазурованы с матовой отделкой. Они встречаются на похожих типах телосложения. Они были также в основном сделаны в Германии, примерно с 1860 по 1890 годы. <ref name="two"/>

История появления фарфоровых кукол[править]

Фарфор медленно развивался в Китае и в конечной своей форме был создан от 2000 до 1200 лет назад, затем медленно распространился в другие страны Восточной Азии и, наконец, в Европу и остальной мир. Попытки открыть секрет китайского фарфора предпринимались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии, но получить европейский фарфор (Мейсен) удалось лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру. В 1735 году Мейсен начал производить небольшие фарфоровые статуэтки, а в 1736 году они уже были широко распространены как обязательное украшение богатых домов. В 18-м веке немецкий фарфор буквально наводнил рынок, тогда постоянно появлялись новые виды керамической продукции. 1<ref>http://antikforum.ru/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80-%D0%B8%D0%B7-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/</ref>

В Италии куклы из фарфора для церкви появились в конце XIV века, но в широкий обиход они вошли только с середины XIX века. Как правило, они состояли из матерчатого туловища с фарфоровой головкой и конечностями. Производство сначала сосредоточилось в Саксонии, Тюрингии и Кобурге. Оттуда оно распространилось по всем германским землям. Потом куклы ввозились в Англию и во Францию. В 70-х годах XIX века Германия стала основным экспортером кукол из фарфора.<ref name="porcelain">https://museum-dolls.livejournal.com/10652.html</ref>

Самые первые куклы были с волосами, которые отливали в форму, и с неподвижными стеклянными глазами, которые были широко распахнуты. Позднее головы подкрашивали в телесный цвет, парики изготавливали из мохера или из настоящих волос, глаза уже открывались и закрывались. Тельце чаще всего делали из материи, реже – из папье-маше, еще реже – из бисквитного фарфора. <ref name="porcelain" />

С 1840 года фарфор, покрытый глазурью, находит применение в кукольном деле в Лимбахе, Майсене, Лиможе и прочих европейских центрах керамического производства. Основное внимание, как и прежде, уделялось голове куклы. Ее склеивали из двух половинок, которые получали в результате наложения на твердые глиняные формы кукольного лица мягкого фарфора, раскатанного в листы. Головы делали слитно вместе с шеей и бюстом. В 1858 именно фарфоровая кукла впервые в истории кукольного производства обрела подвижную шею. Ее изготовила парижская фирма Леонтина Ромэ. Тела таких кукол делали из кожи, дерева или ткани, конечности из фарфора. Мастера расписывали и покрывали лица глазурью, придававшей яркость и блеск. Ноги хрупких кукол часто заменяли массивной опорой для большей устойчивости.<ref name="porcelain" />

Бисквитный фарфор являлся ведущим материалом в производстве кукол в XIX - первой трети XX в. Прославленные мастера кукольного дела во Франции: Жюмо, Барруа, Готье, Брю, Штайнер, и в Германии: Марсель, Прошильд, Хойбах, Камер, Симон и Хальбиг и другие – работали именно с ним.<ref name="porcelain" />

Изготавливать бисквитную куклу также начинали с фарфоровых слепков головы и конечностей. Готовые части обжигали, это давало усушку изделия на тридцать процентов. Потом части расписывались и подвергались обжигу повторно. Иногда перед окончательным обжигом части кукол покрывались глазурью, только матовой. Технология упростилась с 1890 года обжим фарфорового листа поверх матрицы, который требовал предельной точности, заменили постепенным наращиванием слоев фарфора на матрице путем обливания ее жидкой фарфоровой массой.<ref name="porcelain" />

Конечности соединялись с тельцем при помощи резинок, веревочек, пружин, проволоки, шарниров. Во второй половине XIX века головки стали резать по диагонали, стесывали заднюю часть и заменяли ее «затылком» из пробки или папье-маше. Это давало возможность приклеить парик и встраивать различные механизмы для движения глаз.<ref name="porcelain" />

Материалы для ознакомления[править]

  • "Identifying German Chinas 1840s-1930s" Mary Krombholz: опубликовано в 2004 году
  • "Chinas, Dolls for Study and Admiration" Mona Borger: Издана в 1983 году
  • "China, Parian & Bisque German Dolls" Lydia Richter: опубликовано в 1993 году
  • "Beloved China Dolls" Mildred Seeley
  • "Conta & Boehme Porcelain" Janice and Richard Vogel
  • "Blue Book Dolls & Values" Jan Foulke, тома 1-16