Экшен-фигурка

Материал из Куклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Экшен-фигурки и аксессуары

Экшен-фигурка (англ. Action figure), не следует путать с Экшен-меном — подвижная фигурка из пластика, или других материалов. Зачастую представляет собой персонаж фильма, комикса, компьютерной игры и т. п. Экшен-фигурки изначально предназначались для детей, но со временем рынок переориентировался на взрослых коллекционеров. Многие из них выпускаются сериями и являются предметом коллекционирования.

Технические особенности[править]

Материалы[править]

Фигурки чаще всего производятся из высококачественного пластика, вроде ABS, а для воссоздания элементов костюма используется более мягкий, прорезиненный пластик (включая костюмы, накидки и маски), или тканевые материалы. Покраска осуществляется акриловыми красками. Иногда дополнительно применяются электронные компоненты для световых (LED) или звуковых эффектов. Позже некоторым экшен-фигуркам, которым требовалось воссоздать аутентичную броню или железные элементы, стали добавлять металлические детали (die-cast).

Артикуляция[править]

Своему названию (от англ. action — действие) игрушка обязана системе шарниров, которые по сравнению со статическими фигурками позволяют экшен-фигурке принимать различные позы. Кроме того игрушка обычно позволяет сменить предмет (например, оружие) в руках фигурки, а в некоторых моделях одежду или даже части тела. Отдельные модели могут представлять сборные конструкторы. Существуют также неокрашенные (для самостоятельной покраски) и/или «голые» (только тело) модели.

Обычно игрушка (гуманоидной формы) имеет следующие шарниры:

  • головной (шейный) — поворот и наклон головы;
  • поясной — поворот и наклон туловища;
  • плечевой, локтевой и кистевой;
  • тазобедренный, коленный и пяточный.

Минимальный набор шарниров — шея, два плечевых и два тазобедренных шарнира. Также стандартно шарниры могут быть в запястьях, коленях, и поворотный шарнир в талии. В зависимости от модели некоторые шарниры могут быть удалены или упрощены (с шарового на цилиндрический, например, в коленном суставе) или, наоборот, могут быть добавлены дополнительные шарниры (пальцевые).

Количество и стиль шарниров видоизменялись на протяжении многих лет. Две самых популярных игровых линии в 1980-е, G.I. Joe: A Real American Hero и Masters of the Universe, имели существенные отличия в артикуляции. Солдат Джо имел достаточно точек артикуляции в небольшом 3,75 дюймовом размере, а у объемных Повелителей Вселенной был лишь минимальный набор. При этом у обоих использовались резинки в тазобедренных суставах, что сейчас используется редко. В 2000-х популярная линия Marvel Legends от Toy Biz стала известна высоким уровнем артикуляции, с подвижным прессом, а также пальцами на руках и ногах.

Специальные функции[править]

Иногда экшен-фигурки снабжают дополнительными возможностями. В начале 90-х были популярны светящиеся в темноте фигурки и аксессуары, например, линейки Toxic Crusaders и Swamp Thing. Эксперименты со сменой цвета все время продолжаются, к ним также относятся чувствительные к температуре краски. Оригинальные фигурки Повелителей вселенной включали множество уникальных функций: боевая броня He-Man и Skeletor имели поворотные грудные пластины для имитации повреждений различной степени тяжести; конечности на присосках у Leech; у Mantenna выскакивали глаза с помощью рычага на спине; и Thunder Punch He-Man мог имитировать удар кулаком с громким хлопком с помощью кольца в своем рюкзаке.

Также фигуркам могут придавать эстетические эффекты вроде флокированного тел Grizzlor и Moss Man, или уникальные ароматы (Stinkor).

Успех большинства линий Трансформеров в значительной степени зависел от возможности трансформации роботов в транспорт и обратно. Эта же опция принесла большую популярность серии 'Mutatin' из линии Teenage Mutant Ninja Turtles.

История[править]

Первое появление на рынке[править]

Солдат Джо

Термин Action figure впервые использовала американская компания Hasbro в 1964, создав фигурку «Солдата Джо» (G.I.Joe) для мальчиков не желающим играть в кукол. Солдат Джо был 12 дюймов в высоту (около 30 см), имел дополнительную одежду и аксессуары для создания игровых сюжетов. Подобную игрушку, только в спортивной тематике, под названием Johnny Hero (Герой Джонни) выпустила компания Rosko Industries for Sears в 1965 году, ее называли "Куклой для мальчиков" (Boy's Doll), но этот термин не закрепился.

Hasbro популяризировала экшен-фигурки, предложив лицензию на их производство компаниям из других стран. Лицензия распространялась на основные линейки фигурок героев, как правило, идентичных производимым в США, но имеющих свои дополнительные аксессуары, которые были актуальны для местного рынка. В дальнейшем компании по сублицензиям обменивались правами на выпуск собственных уникальных аксессуаров и линеек.

Новый формат 3-3/4 дюйма[править]

В 1971 году корпорация Mego представила линейку экшн-фигурок супергероев по лицензиям издателей комиксов: DC Comics и Marvel, ставшие хитом для своего времени и позже получившие коллекционную ценность. Во время нефтяного кризиса в начале 70-х из-за экономии расходов на производство больших фигурок, японская компания Takara выпустила своих 3-3/4 дюймовых (около 9,5 см) Микромена (The Microman) и Mini-Robotman. В конечном счете Mego запустила линию Микромена в Америке, назвав ее Micronauts. Mego потеряла контроль над рынком упустив лицензию на только поступивший в кинопрокат блокбастер «Звёздные Войны» (Star Wars), доставшийся компании Kenner в 1976 году. Размер, получивших широкое распространение экшен-фигурки Star Wars от Kenner, 3-3/4 дюйма (около 8—10 см) стал отраслевым стандартом. Кроме того, теперь вместо одного персонажа с меняющимися аутфитами, линии игрушек стали включать в себя группу персонажей с различными функциями.

Развитие рынка и сообщества коллекционеров в 1980—1990 годах[править]

Благодаря быстро растущей популярности «Звёздных Войн», рынок экшен-фигурок постепенно стал вторым по значимости источником многомиллионного дохода для голливудских киностудий, а в 1980-е и вовсе разросся до невероятных размеров. Наиболее популярными экшн-фигуроками можно назвать «Повелителей Вселенной» (Masters of the Universe), «Солдата Джо» (G.I.Joe), «Громокошек» (Thundercats) и некоторых других. В начале 80-х с бурным ростом популярности аниме пользовались успехом и развивались линии роботов Takara от микро-роботов до киборгов и живых роботов. В том числе тогда, в 1984 году, появились Трансформеры.

К концу 80-х сообщество коллекционеров, собиравших фигурки и хранивших их в невскрытой оригинальной упаковке (НРФБ), ширилось. Вместе с тем рынок экшн-фигурок пришёл к перенасыщению. К примеру, одна из самых популярных линеек «Черепашки-ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles) была произведена в таких количествах, что стоимость большинства экшен-фигурок не превышала и двух долларов. В середине 1990-х, после повторного релиза «Звёздных Войн» и появления популярного комикса и мультсериала «Спаун» (Spawn), рынок экшен-фигурок переориентировался с детской на подростковую и более взрослую аудиторию коллекционеров. Вместе с этим появились специализированные издания и сайты. В это время часто стали появляться разные версии какого-нибудь одного персонажа, когда при создании фигурки и аксессуаров использовалась одна пресс-форма. Наиболее печальный пример — фигурки Бэтмена (например, Arctic Batman, Piranha Blade Batman, Neon Armor Batman).

1999 году было проведено исследование, которое показало, что экшен-фигурки стали гораздо более мускулистыми со временем, а многие современные фигурки сильно превышают даже мускулистость настоящих культуристов, что вероятно может плохо повлиять на мировосприятие как мальчиков так и девочек.

Семидюймовый формат и лимитированные издания[править]

В конце 1990-х индустрия экшн-фигурок кардинально изменилась благодаря приходу McFarlane Toys, Palisades и NECA, издавших фигурки известных киноперсонажей, музыкантов и спортсменов в новом семидюймовом формате (около 18 см). Этот формат в итоге стал золотой серединой для экшн-фигурок. А линейку фигурок супергероев по комиксам DC и Marvel обновили компании DC Collectibles, Diamond Select Toys и другие.

Ориентируясь теперь уже на взрослую аудиторию коллекционеров, рынок фигурок заменил массовое производство на лимитированные тиражи. Этот совершенно новый формат задали появившиеся в середине 2000-х Hot Toys, Sideshow Collectibles и Enterbay. Этот шаг повысил уровень фигурок до качества музейных экспонатов, выполненных теперь уже вручную с невероятной фотореалистичностью лиц, обладающих портретным сходством с актёрами или историческими персонажами. Зачастую статуэтки и фигурки одевались в аутентично пошитые тканевые костюмы. Кроме того, коллекционеры получили возможность выбирать форматы: фигурки производились в форматах 1/12 (около 15 см), 1/6 (около 30 см), 1/4 (около 45 см), 1/3 (около 60 см).

Настоящее время[править]

В феврале 2016 года, компания Mattel выпустила линию женских фигурок персонажей комиксов DC Super Hero Girls, таких как Чудо-женщина, Бэтгерл и Супергерл, чтобы расширить круг уже давно популярных женских персонажей среди экшен-фигурок.

См. также[править]