Bratz
Братц (англ. Bratz) — медиафраншиза компании MGA Entertainment, основной продукт которой — игровые фэшн-куклы в масштабе 1:6 для детей младшего школьного возраста и подростков. Несмотря на наличие коллекционных моделей, куклы Братц не стали популярным предметом коллекционирования среди взрослых. Тем не менее, перевыпуск бренда в четвертый раз в 2018 году открылся коллекционной серией. Больше новых коллекций не выпускалось.
Имена кукол Братц
На старте проекта было 4 персонажа кукол Братц — Ясмин, Хлоя, Саша и Джейд, которые остаются основными до закрытия линии. В 2015 к ним присоединился пятый главный герой Raya. За все время существования линии было разработано более 100 персонажей. Некоткорые из них выпускались в виде кукол множество раз, многие всего однажды, или появлялись только в медиа-продуктах.
См. список всех персонажей кукол Братц.
Технические характеристики
Высота кукол Братц около 25,5 см (юноши немного выше). Увеличенная голова, миндалевидные нарисованные глаза, пухлые губы, очень маленький нос и яркий макияж (у юношей из-за таких пропорций и отсутствия макияжа детские черты лица). Тело худощавое с коротким туловищем и длинными ногами с увеличенными ступнями. У стандартных кукол ноги сгибаются на "щелчки", руки разводятся в стороны, обувь "отщелкивается" вместе с нижней частью ноги. Кроме стандартных выпусков есть шарнирные — с дополнительными точками артикуляции в локтях, кистях и коленях (Bratz Party, Bratz Star Singers, Bratz the Movie Starz). У кукол подробно проработанные аутфиты среднего качества исполнения.
История
С англ. Bratz можно перевести как «задиры». Четыре оригинальные куклы были выпущены летом 2001 года. Несмотря на то, что первоначальные продажи выпуска в мае были невелики, к Рождеству популярность Bratz сильно возросла. Вскоре Bratz стали широко популярны в Европе, попав на первое место в списке самых покупаемых кукол во Франции, Испании и Италии, и на второе в Великобритании. В 2002 году Bratz стали широко известны во всём мире, составив серьёзную конкуренцию куклам Barbie, которые на протяжении многих лет удерживали лидерство на рынке игрушек для девочек. За первые пять лет выручка от продаж в мире составила 125 миллионов долларов, а в 2005 году совокупный объем продаж продукции под маркой Bratz достиг 2 миллиардов долларов. К 2006 году MGA и её Bratz занимали 40% рынка игровых модных кукол. MGA против Mattel В декабре 2008 года калифорнийский окружной суд дал право крупнейшему производителю игрушек Mattel блокировать продажи кукол Bratz. Согласно вердикту, у Mattel есть эксклюзивные права на этот вид продукции своего конкурента. Данное решение также разрешало Mattel, уничтожить лекала, по которым производятся Bratz. Позже MGA обязали заплатить Mattel 20 миллионов долларов за нарушение копирайта. Тем не менее, вердикт не вступал в силу до февраля, таким образом позволив MGA реализовать свою продукцию во время зимних праздников.
В июле 2010 года Апелляционный суд США отменил решение калифорнийского суда о признании компании Mattel владельцами авторского права на Bratz. Согласно вердикту суда, Mattel «не может обладать правами на всех модных кукол, одетых по-современному и выглядящих дерзко и своевольно. Это не те идеи, которые можно защитить копирайтом».
В июле 2011 года Федеральный окружной суд в Санта Ане, штат Калифорния, обязал компанию Mattel выплатить 309 млн долларов по иску о защите авторских прав и моральном вреде фирме, причиненная выдвинутым против MGA иском в 2008 году, а также оплата расходов на услуги адвокатов. На сегодняшний день бренд закрыт.
Ребрендинг и перезапуск После завершения суда с Mattel, Bratz получили новые, усовершенствованные тела и лица с более мягкими чертами и более сдержанным макияжем, а также появились новые персонажи. В это же кризисное время компания запустила две другие кукольные линии — Moxie Girlz (2009) и Moxie Teenz (2010).
В 2013 году у Bratz сменились логотип и слоган. Старый слоган "The (only) girls with a passion for fashion!" (Только девочки со страстью к моде), сменился на новый "Unleash your passion!" (Дай волю страсти!). Куклы (Хлоя, Ясмин, Нефрит, Саша, Мейган, Фианна, Шира, Roxxi и Фиби) получили новые шарнирные тела на 4 см выше предыдущих, вероятно, чтобы соответствовать основному конкуренту — Барби, сохранив при этом свои уникальные черты.
В январе 2014 года было объявлено о новом перерыве выпуска Bratz в США на целый год для перезапуска бренда. Такое решение было принято из-за снижения популярности бренда. В июле 2015 года Bratz вернулись с новым персонажем Раей в основной линейке. Логотип Bratz вернулся к оригинальному виду и снова изменился слоган, который звучит так: "It's good to be a Bratz" («Хорошо быть Братц.»)
Приостановка продаж Слухи о закрытии медиафраншизы Bratz появились в конце 2016 года, когда куклы Bratz стали исчезать с полок известных ретейлеров, при этом официального заявления о закрытии линейки от компании MGA не поступало. Вероятно, что после перезапуска линии, получив волну негативных отзывов, компания решила приостановить продажи. Возможно, последует очередной ребрендинг, или закрытие линии. До этого MGA уже трижды брала тайм-аут для кукол Bratz — в 2010 году во время тяжбы за авторство с [Mattel]], в 2013 году перед ребрендингом и в 2015 году перед перезапуском линии.
Перезапуск 2018 На 17-летие бренда (21 мая 2018 года) компания оживила аккаунты в соц. сетях и объявила о сотрудничества с дизайнером Хайденом Уильямсом, который полностью отвечает за дизайн аутфитов, мейкапа и причесок, выбор материалов и производство новой коллекции Bratz Collector.
Спин-оффы и сопутствующие продукты
Сначала серия включала в себя только четырех основных персонажей, а затем были созданы и другие, выпущены спин-оффы, полнометражные фильмы, игры и музыкальные альбомы.
- линия кукол-мальчиков Bratz Boys,
- линия кукол-младенцев Bratz Babyz,
- линия кукол младшего возраста Bratz Kidz,
- линия Bratz Lil (уменьшенные копии основных героев),
- Itsy Bitsy Bratz, Lil Angelz, Be-Bratz и Bratz Petz.
- мультипликационные сериалы, музыкальные альбомы и видеоигры о приключениях Bratz, в которые можно играть оффлайн или на сайте.
- журнал, серии плакатов, интерактивные DVD,
- аксессуары, игровые наборы, аутфиты, кукольную мебель и другие товары, объединенные брендом Bratz.
Выпуски
Куклы Братц выпускаются тематическими линиями, в которых куклы отличаются друг от друга фасоном одежды, макияжем, прическами и аксессуарами. 2001—2004: Первые куклы Bratz были выпущены в мае 2001 года. В последующие годы бренд превратился в крупнейшего конкурента Барби. 2005—2009: Начиная с 2005 года, MGA пыталась сделать Bratz глобальным брендом, сделав куклы самой продаваемой игрушкой в Америке. Из-за судебного иска против Mattel этот период продлился лишь до 2009 года. 2010—2012: После того, как MGA выиграла судебный процесс против Mattel, они выпустили Bratz в совершенно новом и свежем виде на осень 2010 года. В 2012 кукол модифицировали несколько раз из-за критических реакций. 2013—2014: В 2013 году MGA выпустила более высоких кукол Bratz, чтобы придать им модельный вид. После множественных жалоб на кукол, Братц перестали выходить осенью 2014 года. 2015: Осенью 2015 года у Bratz была самая большая перестройка, чтобы представить их сегодняшним детям. Их внешность вдохновлена работами Картера Брайантса по созданию первых кукол.