Bild Lilli: различия между версиями
Строка 76: | Строка 76: | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл: | Файл:Martha Maar.jpg|Марта Маар | ||
Файл: | Файл:Кнопки одежды Bild Lilli.jpg|Кнопки одежды | ||
Файл: | Файл:Маркировка кукол Bild Lilli.jpg|Маркировка кукол | ||
Файл:Ноги куклы Bild Lilli.JPG|Ноги куклы | Файл:Ноги куклы Bild Lilli.JPG|Ноги куклы | ||
Файл:Уникальная роспись для венгерского аутфита.jpg|Уникальная роспись ног для венгерского аутфита | Файл:Уникальная роспись для венгерского аутфита.jpg|Уникальная роспись ног для венгерского аутфита |
Версия от 15:02, 2 апреля 2015
Bild Lilli — немецкая сувенирная фэшн-кукла кукла, изображающая героиню одноименных комиксов гамбургской газеты Bild Zeitung. Известна так же как прообраз американской куклы Barbie.
История создания образа
Образ Лилли был создан 24 июня 1952 года в Гамбурге немецким карикатуристом Reinhard Beuthien (рус. Рейнхард Беутхин) , работавшим с издательством "der Alster 61", выпускающим крупнейшую ежедневную газету Bild Zeitung. При верстке первого номера возник пробел, который было предложено заполнить комиксом. До этого момента символом издания был рисунок ребенка, которые делал дерзкие комментарии к публикующимся материалам. Аналогично Рейнхард сделал набросок детского лица, но главные редакторы Ralf van Bargen (рус. Ральф ван Барген) и Hans Bluhm (рус. Ганс Блюм) остались недовольны, и автор внес несколько правок, дорисовав высокий хвост, перетянутый бантом и длинные ресницы.
В конечном счете, был создан тип современной девушки: симпатичная, сексуальная блондинка с невинным взглядом и хорошим чувством юмора, способная обвести любого мужчину вокруг пальца. Лилли быстро обрела толпы поклонников, которые пристально следили за всеми её приключениями: Лилли была весела, остра на язык и модно одевалась. Внешний вид героини помогала создавать супруга Рейнхарда — Эрика, слывшая большой модницей.
Первый номер газеты Bild Zeitung, вышедший тиражом 165000 экземпляров, получил бесплатное распространение, в последствии каждый номер стоил 5 центов. Вскоре у Лилли появился свой собственный фан-клуб и даже был показан одноминутный мультфильм о ее приключениях в немецких кинотеатрах.
Галерея
-
Reinhard Beuthien, создатель комикса Lilli
-
Первые наброски персонажа
-
Выпуск газеты Bild Zeitung, в котором впервые появился комикс с Lilli
-
Первый комикс Lilli
-
Reinhard Beuthien и его собака Арко, персонаж которой также появился в комиксе
История создания куклы
Видя все более возрастающую популярность Лилли, владельцу агентства производственной компании в Гамбурге Heinz Frank (рус. Хайнц Франк) пришла в голову мысль создать куклу, что было восторженно принято управленческим составом Bild Zeitung. Получив эксклюзивные права на производство куклы Лилли и любых аксессуаров, связанных с ней, Хайнц принялся искать предприятие, способное ее создать.
После нескольких попыток была найдена компания O&M. Hausser GmbH в Neustadtl Coburg, известная своими качественными фигурками из композитных материалов. Владелец предприятия Rolf Hausser (рус. Рольф Хауссер) попросил своего шеф-дизайнера Max WeiBbrodt (рус. Макса Вайсбродта) создать трехмерный вариант рисованного персонажа.
Чуть позже был создан монолитный прототип из белого твердого материала, по сей день остающийся в собственности у Хауссера. В 1955 году Хауссер посетил Беутхина в Гамбурге, чтобы тот оценил прототип Лилли. Кукла стояла в середине стола, когда вдруг в дверь вошли две дочери Рейнхарда. "Это наша Лилли!" - закричали они. Все были просто поражены.
12 августа 1955 года кукла Лилли была официально представлена на первой странице газеты Bild Zeitung.
Технические данные
Куклы производились размером 29 и 18 см. (11,5 и 7,5 дюймов) с 1955 по 1964 годы, уменьшенный вариант вышел годом позже. Оба варианта выполнены из полистирола (жесткий хрупкий полимер с невысокой ударопрочностью). Туфли и серьги в виде цветка были литыми, волосы выполнены из мохера, импортирующегося из США.
Производственный процесс куклы в Greiner und Hausser, дочернем предприятии компании Hausser, был весьма сложен ввиду нетипичности образа. Первые успешные молды для отливки головы и тела были сделаны при помощи зубного техника , более поздние дубликаты производились другим способом.
Готовые полые болванки окрашивались при помощи распыления или погружения в краску в цехах Hausser. По причине частого смешения цветов химиками куклы различных выпусков имеют отличие в скинтоне: розоватый, сероватый, оранжевый или цвет загара. Более поздние выпуски кукол Лилли формата 18 см. с розовым скинтоном не были окрашены, т.к. специальный пигмент добавляли сразу в полимерный материал.
Будучи по сути инновационной куклой, для Лилли были зарегистрированы три патента:
- более длинная шея и уникальное крепление головы, позволяющее вращение в сторону по косой.
- крепление волос, сшитых в полосу и вставленных/приклееных во внутреннюю часть головы. Сверху надевался скальп головы, фиксирующийся длинным металлическим винтом. Собранные в конский хвост волосы укладывались при помощи подслащенной сахаром воды/воска и пара, а также украшались черным бантом из тонкой ленты или пластмассы. В основной массе все куклы выпускались в нескольких оттенках цвета блонд, преимущественно медового. Несколько экземпляров, сделанных на заказ, были созданы с другим цветом волос: черным, коричневым, красным.
- строение бедер куклы, позволяющее в сидячем положении держать ноги вместе, а не врозь, как все остальные игрушки того времени.
Голова и конечности куклы имели круглую литую деталь с отверстиями, через которые протягивалась эластичная лента, удерживающая изделие в собранном виде и обеспечивающее его подвижность. В некоторых случаях при излишнем натяжении ленты на корпусе куклы появлялись трещины ввиду особенностей материала, из которого он был создан. Голова уменьшенной версии Лилли имела отличное крепление в виде литого якоря из полистирола: любая попытка извлечения его из тела также неизбежно приводила к повреждениям.
Лица кукол расписывались вручную в домашних условиях сотрудниками фабрики, что придавало каждой из них уникальность. Макияж кукол был традиционен, но мог несколько варьироваться: глаза были окрашены в черно-белый цвет с тяжелыми стрелками и, чаще всего, дымчато-серыми тенями на веках, но встречаются и варианты с зеленой подводкой, некоторые куклы имели подкрашенные ноздри, а ногти на руках могли быть красного, оранжевого или светло-коричневого цветов.
Стопы всех кукол, выполненные в виде туфель на каблуках, окрашены в черный цвет, однако существуют уникальные экземпляры с различной росписью обуви: красные, белые, коричневые, окрашенные в венгерские сапоги и тп.
Галерея
-
Части куклы
-
Крепление волос
-
Патент бедер куклы
-
Ноги куклы
-
Уникальная роспись ног для венгерского аутфита
История создания аутфитов
На протяжении всего времени для куклы было создано 64 (по другим данным, более 100) уникальных аутфита (для каждого из вариантов) в компании по производству кукол 3M в Moenchroeden, принадлежавшей Martha Elise Maar (рус. Марта Маар), свекрови Рольфа Хауссера, который был женат на её дочери Лилли.
Марта Маар была главным конструктором аутфитов Bild Lilli. Около сорока человек, в основном молодые женщины, шили одежду для куклы на заводе или в домашних условиях для компании 3М, получая предварительно вырезанные куски ткани, которые надлежало сшить вместе. Кроме того, использовались специальные кнопки с маркировкой PRYM для кукольной одежды, прижатые при помощи специальной машины и окрашенные в цвет ткани.
У Лилли был обширный гардероб, состоящий не только из вечерних туалетов, но и повседневной одежды, в том числе униформа медсестры. Часть аутфитов изготавливалась по специальному заказу: например, заказ десяти кукол Лилли с реальными шубами от мюнхенского магазина игрушек Obletter для оформления их витрины.
Особенности упаковки
Все куклы упаковывались в прозрачные пластиковые тубы, производимые одним предприятием, расположенным в ближайшем регионе Кобурга, в Зоннеберге. Инвентарный номер был наклеен на крышке. Кукла устанавливалась на белый полый пластиковый постамент с надписью : Bild -Lilli или только Lilli, что использовалось для экспортных вариантов.
Подставка для уменьшенной копии куклы была полуконической формы с длинным одиночным стерженем, устанавливавшимся в ступню куклы. Также в комплекте у некоторых экземпляров шла кукольная копия газеты Bild со статьями, посвященными Лилли.
Галерея
-
Марта Маар
-
Кнопки одежды
-
Маркировка кукол
-
Ноги куклы
-
Уникальная роспись ног для венгерского аутфита
Bild Lilli и Barbie
В 1956 году Рут Хэндлер, отдыхая в Швейцарии, заметила в витрине одного из магазинов необычную сувенирную куклу, изображающая взрослую женщину. Давно отметившая для себя, что ее собственная дочь Барбара с гораздо большим удовольствием играет с бумажными куклами, изображающими известных актрис того времени, нежели с пупсами, Рут купила три куклы, намереваясь подарить одну своему ребенку, а две других отдать дизайнерам Mattel для дальнейших разработок.
9 марта 1959 года на ежегодной нью-йоркской ярмарке детских игрушек, компания Mattel впервые показала миру новую детскую игрушку - длинноногую куклу с хорошо развитыми формами, макияжем, ярко-красным лаком на ноготках и перламутровыми сережками. На ней был элегантный купальник в полоску, подчеркивавший грудь, и открытые босоножки на высоких шпильках. Помимо того, что дизайнеры не слишком сильно изменили игрушку, они также открыто позаимствовал некоторые элементы: например, ставший новацией фирменный стенд для Лилли, у которого были металлические крепления для круглых отверстий в стопах куклы. Также рекламная полиграфия обеих кукол была оформлена аналогично.
До 1963 года Рольф Хауссер понятия не имел о существовании куклы Барби, а производство Лилли, между тем, продолжалось. Он был дико возмущен, увидев куклу компании Mattel, но не знал всех масштабов ее производства и возрастающей бешеной популярности в США.
Чуть позже его навестили представители компании Mattel с предложением о приобретении прав на Bild Lilli. Хауссер отказался, намереваясь подать в суд для признания его авторские права. Но родной брат отговорил его, аргументировав это нестабильным положением Германии после Второй Мировой Войны: суд пойдет навстречу американской компании, нежели немецкой. И призвал согласиться на условия Mattel, чтобы поиметь хоть какую-то прибыль.
При последующей встрече, Хауссер выдвинул требование о получении процентов с продаж куклы Barbie. Но представители Mattel не согласились. В конечном счете, в 1964 году под давлением он подписал сделку о продаже прав и производство кукол Лилли было завершено. Не смотря на внушительный размер суммы, этих денег не хватило, чтобы избежать банкротства: в итоге Рольфу Хауссеру пришлось распродавать свои производственные подразделения по частям.
Всю оставшуюся жизнь кукла Lilli оставалась для него навязчивой идеей, так как он не смог смирится с ее потерей и поступком компании Mattel.
Аналоговые куклы
Формы отливки головы были проданы/сданы в аренду ряду компаний, производивших аналоговых кукол в 1960-1970-е годы: британско-гонк-конгской фирме Dura-Fam Ltd., которая выпускала кукол с клеймом "Hong Kong", а также сданы в аренду Chang-Pi Su Co., которая производила 7,5-8-мидюймовых кукол Cherie. Большая часть форм отливки попала компаниям Fab-LU (Luften, Ltd.), выпускавшей кукол Babs и Marx, выпускавшей кукол Bonnie, 15-мидюймовых кукол Miss Seventeen "A Beauty Queen" и 7-мидюймовых Miss Marlene (Мисс Марлен).
Компания Сак Industries, Inc. также использовала формы и продавала кукол Babbie, а австралийская фирмы Haro-Mate продавала полные аналоги с пометкой "Hong Kong" и производимые по регистрационным номерам "Британского патента № 804566 и патента США № 2925684.
Галерея
-
Bild Lilli
-
Bild Lilli
-
Bild Lilli
-
Bild Lilli
-
Bild Lilli
-
Bild Lilli
-
Энн Смирнер в роли Лилли
Интересная информация
К 1958 году Лилли стала настолько популярна в Германии, что был выпущен художественный фильм "Lilli - Ein Mädchen AUS der Großstadt" ("Лилли - девушка из большого города"). Множество актрис того времени сражались за право исполнить роль знаменитой героини. В итоге на конкурсе, организованном "Bild Zeitung", в качестве победителя была выбрана датская актриса Энн Смирнер (Ann Smyrner).
Наиболее полную информацию о кукле Bild Lilli можно найти в книге немецкого коллекционера Silke Knaak "Deutsche Modepuppen der 50er und 60er Jahre", вышедшей в 2005 году.