Bild Lilli: различия между версиями

Материал из Куклопедии
Нет описания правки
Строка 158: Строка 158:
==Смотрите также==
==Смотрите также==


[[Ponytail_Barbie|Ponytail Barbie]]
[[Ponytail_Barbie|Ponytail Barbie]]<br />
[[Schwabinchen]]<br />


[[Категория:Куклы]]
[[Категория:Куклы]][[Категория:Барби и аналоги]][[Категория:Куклы в масштабе 1/6]][[категория:Статьи о Barbie]]
[[Категория:Барби и аналоги]]
[[Категория:Куклы в масштабе 1/6]]
[[категория:Статьи о Barbie]]

Версия от 20:43, 3 ноября 2017

Bild Lilli — немецкая сувенирная фэшн-кукла кукла, изображающая героиню одноименных комиксов гамбургской газеты Bild Zeitung. Известна так же как прообраз американской куклы Barbie.

История создания образа

Образ Лилли был создан 24 июня 1952 года в Гамбурге немецким карикатуристом Reinhard Beuthien (рус. Рейнхард Беутхин) , работавшим с издательством "der Alster 61", выпускающим крупнейшую ежедневную газету Bild Zeitung. При верстке первого номера возник пробел, который было предложено заполнить комиксом. До этого момента символом издания был рисунок ребенка, которые делал дерзкие комментарии к публикующимся материалам. Аналогично Рейнхард сделал набросок детского лица, но главные редакторы Ralf van Bargen (рус. Ральф ван Барген) и Hans Bluhm (рус. Ганс Блюм) остались недовольны, и автор внес несколько правок, дорисовав высокий хвост, перетянутый бантом и длинные ресницы.

В конечном счете, был создан тип современной девушки: симпатичная, сексуальная блондинка с невинным взглядом и хорошим чувством юмора, способная обвести любого мужчину вокруг пальца. Лилли быстро обрела толпы поклонников, которые пристально следили за всеми её приключениями: Лилли была весела, остра на язык и модно одевалась. Внешний вид героини помогала создавать супруга Рейнхарда — Эрика, слывшая большой модницей.

Первый номер газеты Bild Zeitung, вышедший тиражом 165000 экземпляров, получил бесплатное распространение, в последствии каждый номер стоил 5 центов. Вскоре у Лилли появился свой собственный фан-клуб и даже был показан одноминутный мультфильм о ее приключениях в немецких кинотеатрах.

Последний комикс с Лилли вышел 15 января 1962 года: она выглядела иначе, с новой короткой прической.

Галерея

История создания куклы

Max WeiBbrodt
Rolf Hausser

Видя все более возрастающую популярность Лилли, владельцу агентства производственной компании в Гамбурге Heinz Frank (рус. Хайнц Франк) пришла в голову мысль создать куклу, что было восторженно принято управленческим составом Bild Zeitung. Получив эксклюзивные права на производство куклы Лилли и любых аксессуаров, связанных с ней, Хайнц принялся искать предприятие, способное ее создать.

После нескольких попыток была найдена компания O&M. Hausser GmbH в Neustadtl Coburg, известная своими качественными фигурками из композитных материалов. Владелец предприятия Rolf Hausser (рус. Рольф Хауссер) попросил своего шеф-дизайнера Max WeiBbrodt (рус. Макса Вайсбродта) создать трехмерный вариант рисованного персонажа.

Чуть позже был создан монолитный прототип из белого твердого материала, по сей день остающийся в собственности у Хауссера. В 1955 году Хауссер посетил Беутхина в Гамбурге, чтобы тот оценил прототип Лилли. Кукла стояла в середине стола, когда вдруг в дверь вошли две дочери Рейнхарда. "Это наша Лилли!" - закричали они. Все были просто поражены.

12 августа 1955 года кукла Лилли была официально представлена на первой странице газеты Bild Zeitung.

Технические данные

Куклы производились размером 29 и 18 см. (11,5 и 7,5 дюймов) с 1955 по 1964 годы, уменьшенный вариант вышел годом позже. Оба варианта выполнены из полистирола (жесткий хрупкий полимер с невысокой ударопрочностью). Туфли и серьги в виде цветка были литыми, волосы выполнены из мохера, импортирующегося из США.

Производственный процесс куклы в Greiner und Hausser, дочернем предприятии компании Hausser, был весьма сложен ввиду нетипичности образа. Первые успешные молды для отливки головы и тела были сделаны при помощи зубного техника , более поздние дубликаты производились другим способом.

Готовые полые болванки окрашивались при помощи распыления или погружения в краску в цехах Hausser. По причине частого смешения цветов химиками куклы различных выпусков имеют отличие в скинтоне: розоватый, сероватый, оранжевый или цвет загара. Более поздние выпуски кукол Лилли формата 18 см. с розовым скинтоном не были окрашены, т.к. специальный пигмент добавляли сразу в полимерный материал.

Будучи по сути инновационной куклой, для Лилли были зарегистрированы три патента:

  • более длинная шея и уникальное крепление головы, позволяющее вращение в сторону по косой.
  • крепление волос, сшитых в полосу и вставленных/приклееных во внутреннюю часть головы. Сверху надевался скальп головы, фиксирующийся длинным металлическим винтом. Собранные в конский хвост волосы укладывались при помощи подслащенной сахаром воды/воска и пара, а также украшались черным бантом из тонкой ленты или пластмассы. В основной массе все куклы выпускались в нескольких оттенках цвета блонд, преимущественно медового. Несколько экземпляров, сделанных на заказ, были созданы с другим цветом волос: черным, коричневым, красным.
  • строение бедер куклы, позволяющее в сидячем положении держать ноги вместе, а не врозь, как все остальные игрушки того времени.

Голова и конечности куклы имели круглую литую деталь с отверстиями, через которые протягивалась эластичная лента, удерживающая изделие в собранном виде и обеспечивающее его подвижность. В некоторых случаях при излишнем натяжении ленты на корпусе куклы появлялись трещины ввиду особенностей материала, из которого он был создан. Голова уменьшенной версии Лилли имела отличное крепление в виде литого якоря из полистирола: любая попытка извлечения его из тела также неизбежно приводила к повреждениям.

Лица кукол расписывались вручную в домашних условиях сотрудниками фабрики, что придавало каждой из них уникальность. Макияж кукол был традиционен, но мог несколько варьироваться: глаза были окрашены в черно-белый цвет с тяжелыми стрелками и, чаще всего, дымчато-серыми тенями на веках, но встречаются и варианты с зеленой подводкой, некоторые куклы имели подкрашенные ноздри, а ногти на руках могли быть красного, оранжевого или светло-коричневого цветов.

Стопы всех кукол, выполненные в виде туфель на каблуках, окрашены в черный цвет, однако существуют уникальные экземпляры с различной росписью обуви: красные, белые, коричневые, окрашенные в венгерские сапоги и тп.

Галерея

История создания аутфитов

На протяжении всего времени для куклы было создано 64 (по другим данным, более 100) уникальных аутфита (для каждого из вариантов) в компании по производству кукол 3M в Moenchroeden, принадлежавшей Martha Elise Maar (рус. Марта Маар), свекрови Рольфа Хауссера, который был женат на её дочери Лилли.

Марта Маар была главным конструктором аутфитов Bild Lilli, созданных под влиянием оригинальных комиксов. Около сорока человек, в основном молодые женщины, шили одежду для куклы на заводе или в домашних условиях для компании 3М, получая предварительно вырезанные куски ткани, которые надлежало сшить вместе. Кроме того, использовались специальные кнопки с маркировкой PRYM для кукольной одежды, прижатые при помощи специальной машины и окрашенные в цвет ткани.

У Лилли был обширный гардероб, состоящий не только из вечерних туалетов, но и повседневной одежды, в том числе униформа медсестры. Часть аутфитов изготавливалась по специальному заказу: например, заказ десяти кукол Лилли с реальными шубами от мюнхенского магазина игрушек Obletter для оформления их витрины.

Особенности упаковки

Все куклы упаковывались в прозрачные пластиковые тубы, производимые одним предприятием, расположенным в ближайшем регионе Кобурга, в Зоннеберге. Инвентарный номер был наклеен на крышке. Кукла устанавливалась на белый полый пластиковый постамент с надписью : Bild -Lilli или только Lilli, что использовалось для экспортных вариантов.

Подставка для уменьшенной копии куклы была полуконической формы с длинным одиночным стерженем, устанавливавшимся в ступню куклы. Также в комплекте у некоторых экземпляров шла кукольная копия газеты Bild со статьями, посвященными Лилли.

Маркетинг

Модельный ряд куклы представлял собой значительный выбор дополнительных аутфитов, различных аксессуаров (бутылка для вина, указатель, духи), а также игровых дополнений, как, например, качели, ставшие бестселлером: многие автолюбители подвешивали миниатюрную версию Лилли к зеркалам заднего вида своего автомобиля. Также известны выпуски кресел, подставок для цветов и тп.

На рекламных съемках куклы часто использовались плюшевый ослик, а также черный или белый пудели, производившиеся компанией Steiff.

Изначально кукла Bild Lilli не предназначалась для детей, а создавалась в качестве промо-акции газеты Bild и сувенира для взрослых, продаваясь в магазинах игрушек, табачных лавках, газетных киосках и магазинах аэропортов. Слоган гласил: "Кто дарит с любовью, тот дарит Лилли!", предполагая куклу в качестве подарка для девушек от их поклонников. Но достаточно быстро популярность игрушки возрастала и среди детей ввиду ее непохожести на остальных кукол. Тогда компания 3м, изготавливающая аутфиты, предложила позиционировать куклу как "продукт для всех, от ребенка до дедушки ".

Не смотря на высокую стоимость куклы, спрос на неё превышал предложение: $12-18 для 11,5" версии, $7-10 для 7,5" версии в зависимости от ее наряда, что ровнялось цене нового пылесоса в 1950-е годы. Но можно было приобрести и кукол без одежды по $7,50 и $4,50 соответственно. За десять лет производства было продано около 130 000 кукол.

К 1958 году Лилли стала настолько популярна, что был выпущен художественный фильм Lilli - Ein Mädchen AUS der Großstadt (рус. "Лилли - девушка из большого города"). Множество актрис того времени сражались за право исполнить роль знаменитой героини. В итоге на конкурсе, организованном "Bild Zeitung", в качестве победителя была выбрана датская актриса Ann Smyrner (рус. Энн Смирнер).

Галерея

Аналоговые куклы

Miss Marlene by Marx

В шестидесятые годы немецкие компании не инвестировали значительные средства в игрушки в виду высокой степени риска и нестабильности рынка. В 1961 году на ярмарке игрушек в Нюрнберге Рольф Хауссер встретился с Louis Marx (рус. Луи Маркс), владельцем одноименной американской компании по производству игрушек, впоследствии получившим права на производство кукол по формам Лилли по лицензии для американского и азиатского рынков.

На собственной гонк-конгской фабрике были выпущены куклы четырех размеров с белокурыми, черными и рыжими волосами: Bonnie, 15" Miss Seventeen "A Beauty Queen", 7" Miss Marlene (Мисс Марлен). Они производились незначительное время в шестидесятые годы.

Также формы отливки головы были проданы/сданы в аренду ряду других компаний, производивших аналоговых кукол в 1960-1970-е годы: британско-гонк-конгской фирме Dura-Fam Ltd., которая выпускала кукол с клеймом "Hong Kong", Chang-Pi Su Co., которая производила 7,5-8" кукол Cherie. Большая часть форм отливки попала компаниям Fab-LU (Luften, Ltd.), выпускавшей кукол Babs. Компания Сак Industries, Inc. также использовала формы и продавала кукол Babbie, а австралийская фирмы Haro-Mate продавала полные аналоги с пометкой "Hong Kong" и производимые по регистрационным номерам "Британского патента № 804566 и патента США № 2925684.

Наибольшего успеха достигла американская кукла Barbie, ставшая практически полным заимствованием Bild Lilli с некоторыми технологическими изменениями.

Bild Lilli и Barbie

В 1956 году Рут Хэндлер, отдыхая в Швейцарии, заметила в витрине одного из магазинов необычную сувенирную куклу, изображающая взрослую женщину. Давно отметившая для себя, что ее собственная дочь Барбара с гораздо большим удовольствием играет с бумажными куклами, изображающими известных актрис того времени, нежели с пупсами, Рут купила три куклы, намереваясь подарить одну своему ребенку, а две других отдать дизайнерам Mattel для дальнейших разработок.

9 марта 1959 года на ежегодной нью-йоркской ярмарке детских игрушек, компания Mattel впервые показала миру новую детскую игрушку - длинноногую куклу с хорошо развитыми формами, макияжем, ярко-красным лаком на ноготках и перламутровыми сережками. На ней был элегантный купальник в полоску, подчеркивавший грудь, и открытые босоножки на высоких шпильках. Помимо того, что дизайнеры не слишком сильно изменили игрушку, они также открыто позаимствовали некоторые элементы: например, ставший новацией фирменный стенд для Лилли, у которого были металлические крепления для круглых отверстий в стопах куклы. Также рекламная полиграфия обеих кукол была оформлена аналогично.

До 1963 года Рольф Хауссер понятия не имел о существовании куклы Барби, а производство Лилли, между тем, продолжалось. Он был дико возмущен, увидев куклу компании Mattel, но не знал всех масштабов ее производства и возрастающей бешеной популярности в США.

Чуть позже его навестили представители компании Mattel с предложением о приобретении прав на Bild Lilli. Хауссер отказался, намереваясь подать в суд для признания его авторские права. Но родной брат отговорил его, аргументировав это нестабильным положением Германии после Второй Мировой Войны: суд пойдет навстречу американской компании, нежели немецкой. И призвал согласиться на условия Mattel, чтобы поиметь хоть какую-то прибыль.

При последующей встрече, Хауссер выдвинул требование о получении процентов с продаж куклы Barbie. Но представители Mattel не согласились. В конечном счете, в 1964 году под давлением он подписал сделку о продаже прав и производство кукол Лилли было завершено. Не смотря на внушительный размер суммы, этих денег не хватило, чтобы избежать банкротства: в итоге Рольфу Хауссеру пришлось распродавать свои производственные подразделения по частям.

Всю оставшуюся жизнь кукла Lilli оставалась для него навязчивой идеей, так как он не смог смирится с ее потерей и поступком компании Mattel.

Галерея

Интересная информация

Наиболее полную информацию о кукле Bild Lilli можно найти в книге немецкого коллекционера Silke Knaak "Deutsche Modepuppen der 50er und 60er Jahre", вышедшей в 2005 году.

Ссылки

Англоязычная статья о кукле Bild Lilli в Википедии

Смотрите также

Ponytail Barbie
Schwabinchen