Экшен-фигурка: различия между версиями
Sofi (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sofi (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
==Технические особенности== | ==Технические особенности== | ||
Своему названию (от | Своему названию (от англ. action — действие) игрушка обязана системе [[шарнир]]ов, которые по сравнению со статическими игрушками позволяют экшн-фигурке принимать различные позы. Кроме того игрушка обычно позволяет сменить предмет (например, оружие) в руках фигурки, а в некоторых моделях одежду или даже части тела. Отдельные модели могут представлять сборные конструкторы. Существуют также неокрашенные (для самостоятельной [[Покраска моделей|покраски]]) и/или «голые» (только тело) модели. | ||
Обычно игрушка ([[гуманоид]]ной формы) имеет следующие шарниры: | Обычно игрушка ([[гуманоид]]ной формы) имеет следующие шарниры: | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
== История == | == История == | ||
==== 1960—1970 ==== | ==== 1960—1970 ==== | ||
Термин [[Экшен-фигурка|Action figure]] впервые использовала американская компания [[Hasbro]] в 1964, продавая фигурки «[[G.I.Joe|Солдата Джо]]» ([[G.I.Joe]]) мальчикам, не желающим играть в кукол. Подобную игрушку под названием Johnny Hero (Герой Джонни) выпустила компания Rosko Industries for Sears в 1965 году, ее называли "Куклой для мальчиков" (Boy's Doll), но этот термин не закрепился. | |||
Коллекция «[[G.I.Joe|Солдата Джо]]» ([[G.I.Joe]]) состояла из одиннадцати дюймовых (около 27 см) статуэток и создавалась для детей. У фигурок были подвижные части, сменные тканевые костюмы и аксессуары, с помощью которых создавались игровые сюжеты. [[Hasbro]] одновременно с тем начали продвигать свою лицензию на производство фигурок на международном рынке. Лицензия распространялась на основные линейки фигурок героев, идентичных производимым в США, но имеющих свои дополнительные аксессуары. | |||
В 1971 году корпорация Mego представила собственную линейку экшн-фигурок по лицензиям издателей комиксов: DC и Marvel. Фигурки, основанные на образах супергероев, стали хитом для своего времени и позже обрели коллекционную ценность. | В 1971 году корпорация Mego представила собственную линейку экшн-фигурок по лицензиям издателей комиксов: DC и Marvel. Фигурки, основанные на образах супергероев, стали хитом для своего времени и позже обрели коллекционную ценность. |
Версия от 20:15, 5 ноября 2016
Экшен-фигурка (англ. Action figure) — подвижная фигурка из пластика, или других материалов. Зачастую представляет собой персонаж фильма, комикса, компьютерной игры и т. п. Экшен-фигурки изначально предназначались для детей, но со временем рынок переориентировался на взрослых коллекционеров. Многие из них выпускаются сериями и являются предметом коллекционирования.
Технические особенности
Своему названию (от англ. action — действие) игрушка обязана системе шарниров, которые по сравнению со статическими игрушками позволяют экшн-фигурке принимать различные позы. Кроме того игрушка обычно позволяет сменить предмет (например, оружие) в руках фигурки, а в некоторых моделях одежду или даже части тела. Отдельные модели могут представлять сборные конструкторы. Существуют также неокрашенные (для самостоятельной покраски) и/или «голые» (только тело) модели.
Обычно игрушка (гуманоидной формы) имеет следующие шарниры:
- головной (шейный) — поворот и наклон головы;
- поясной — поворот и наклон туловища;
- плечевой, локтевой и кистевой;
- тазобедренный, коленный и пяточный.
В зависимости от модели некоторые шарниры могут быть удалены или упрощены (с шарового на цилиндрический) или, наоборот, могут быть добавлены дополнительные шарниры (пальцевые).
Фигурки чаще всего производятся из высококачественного пластика (ABS), а для воссоздания элементов костюма используется прорезиненный пластик или тканевые материалы. Покраска осуществляется эмалевыми красками. Иногда дополнительно применяются электронные компоненты для световых (LED) или звуковых эффектов. Позже некоторым экшен-фигуркам, которым требовалось воссоздать аутентичную броню или железные элементы, стали добавлять металлические детали (die-cast).
История
1960—1970
Термин Action figure впервые использовала американская компания Hasbro в 1964, продавая фигурки «Солдата Джо» (G.I.Joe) мальчикам, не желающим играть в кукол. Подобную игрушку под названием Johnny Hero (Герой Джонни) выпустила компания Rosko Industries for Sears в 1965 году, ее называли "Куклой для мальчиков" (Boy's Doll), но этот термин не закрепился.
Коллекция «Солдата Джо» (G.I.Joe) состояла из одиннадцати дюймовых (около 27 см) статуэток и создавалась для детей. У фигурок были подвижные части, сменные тканевые костюмы и аксессуары, с помощью которых создавались игровые сюжеты. Hasbro одновременно с тем начали продвигать свою лицензию на производство фигурок на международном рынке. Лицензия распространялась на основные линейки фигурок героев, идентичных производимым в США, но имеющих свои дополнительные аксессуары.
В 1971 году корпорация Mego представила собственную линейку экшн-фигурок по лицензиям издателей комиксов: DC и Marvel. Фигурки, основанные на образах супергероев, стали хитом для своего времени и позже обрели коллекционную ценность.
В 1977 году компания Kenner, оттеснившая Mego, получила лицензию на только поступивший в кинопрокат блокбастер «Звёздные Войны» (Star Wars). Они вывели на рынок разнообразные тематические экшн-фигурки, которые уменьшились в размере до 8-10 см. Благодаря быстро растущей популярности «Звёздных Войн», рынок экшн-фигурок постепенно становится вторым по значимости источником дохода для голливудских киностудий. Его объёмы измерялись в миллиардах долларов.
1980—1990
В 1980-е годы рынок экшн-фигурок разросся до невероятных размеров, появлялись герои таких популярных франшиз, как «Повелители Вселенной» (Masters of the Universe), «Солдат Джо» (G.I.Joe), «Громокошки» (Thunder Cats) и многие другие. Сообщество коллекционеров, собиравших фигурки и хранивших их в невскрытой оригинальной упаковке (НРФБ), ширилось. Вместе с тем рынок экшн-фигурок пришёл к перенасыщению предложений. К примеру, одна из самых популярных линеек по «Черепашки-ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles) была произведена в таких количествах, что стоимость большинства экшен-фигурок не превышала и двух долларов.
В середине 1990-х, после повторного релиза «Звёздных Войн» и появления популярного комикса и мультсериала «Спаун» (Spawn), рынок фигурок переориентировался с детской на подростковую и более взрослую аудиторию коллекционеров.
После 2000 года
В конце 1990-х индустрия экшн-фигурок кардинально изменилась благодаря приходу McFarlane Toys и NECA, издавших фигурки известных киноперсонажей, музыкантов и спортсменов в новом семидюймовом формате (около 18 см). Этот формат в итоге стал золотой серединой для экшн-фигурок. А линейку фигурок супергероев по комиксам DC и Marvel обновили компании DC Collectibles, Diamond Select Toys и другие.
Ориентируясь теперь уже на взрослую аудиторию коллекционеров, рынок фигурок заменил массовое производство на лимитированные тиражи. Этот совершенно новый формат задали появившиеся в середине 2000-х Hot Toys, Sideshow Collectibles и Enterbay. Этот шаг повысил уровень фигурок до качества музейных экспонатов, выполненных теперь уже вручную с невероятной фотореалистичностью лиц, обладающих портретным сходством с актёрами или историческими персонажами. Зачастую статуэтки и фигурки одевались в аутентично пошитые тканевые костюмы. Кроме того, коллекционеры получили возможность выбирать форматы: фигурки производились в форматах 1/12 (около 15 см), 1/6 (около 30 см), 1/4 (около 45 см), 1/3 (около 60 см).