Барби-бум

Материал из Куклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Барби Панини.jpg
Барби-бум - пик популярности куклы Barbie компании Mattel на территории бывшего Советского союза, пришедшийся на первую половину 1990-х годов.

Условия возникновения[править]

На фоне нестабильной экономической и политической ситуации конца 1980-х - начала 1990-х годов и последующего распада СССР на рынок России и сопредельных стран произошел массовый наплыв товаров зарубежного производства, до этого момента считающихся дефицитом.

В условиях начавшейся коммерциализации и возникновения мелкого и среднего предпринимательства, ранее преследовавшегося по закону, пищевые продукты, одежда, бытовая техника, предметы обихода и игрушки, заметно отличающиеся от отечественных аналогов, стали очень популярны и, вместе с тем, имели крайне высокую стоимость.

В категорию предметов роскоши попали и куклы Барби, впервые ставшие доступными для российских детей.

Популяризация[править]

Основным механизмом, обеспечившим огромную популярность куклам на рынке стала совокупность следующих ресурсов:

  • Детская телепередача "Звездный час", выходившая на 1 канале Останкино/ОРТ с 1992 года.
  • Дневной эфир мультипликационных сериалов производства компании Disney, транслировавшихся на русском языке по каналу РТР/ВГТРК/Россия-1.
  • Детский иллюстрированный журнал "Лола", выпускавшийся с 1992 года.

Телевидение сыграло одну из ключевых ролей, долгое время демонстрируя русифицированные рекламные ролики компании Маттел (как правило, ранее адаптированные для Германии), представляющие некоторых кукол из текущего модельного ряда тех лет. Кроме того, долгое время спонсором передачи "Звездный час" являлись первые дистрибьюторы кукол Барби в России, открывшие монобрендовые магазины в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве и предоставлявшие призы в виде игрушек для участников программы.

Развитие[править]

С учетом роста инфляции, уровня безработицы и высокой стоимости импортных товаров, "настоящие куклы Барби от фирмы Маттел", как говорилось в рекламных роликах, стали недоступны для большинства российских детей. Возникший спрос родил предложение как со стороны отечественных производителей, вступивших в гонку за долей рынка несколько позднее, так и со стороны китайских фабрик, массово поставлявших аналоговых и контрафактных кукол в страны СНГ, что, в последствие, стало условием для возникновения целого пласта коллекционеров, интересующихся подобными игрушками.

Кроме того, широкое распространение получила различная печатная продукция: журнал "Лола", посвященный кукле Барби, на страницах которого появлялись и другие ставшие популярными аналоговые куклы, игровой журнал с наклейками "Barbie Style" (в рус. версии "Барби Мода") от итальянской компании Panini, многочисленные стикеры и жевательные резинки с фотографиями кукол, бумажные куклы, плакаты и многое другое.

Куклы[править]

Наибольшей популярностью пользовались следующие модели кукол Барби:

Также широкое распространение в разных регионах получили следующие аналоговые куклы:

А также многочисленные "пластмасски", массово продававшиеся на рынка, в ларьках и т.п.

Галерея[править]

Ссылки[править]

Статья Е. Зиборовой "Те самые старые Барби 1990-х"
Статья Е. Зиборовой "Журнал наклеек Барби от Panini"
Журнал "Лола"
Рекламный ролик куклы Барби Стиль Голливуд
Рекламный ролик Барби Сказочный машина-дом
Выпуск программы "Звездный час" 1995 г.